Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ……………………………..6
1.1. Сущность экологического воспитания дошкольников………………….6
1.2. Значение экологического пространства в ДОУ и принципы его построения………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО УГОЛКА КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ…………………………..14
2.1. Живой уголок как элемент экологического пространства в ДОУ……14
2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации живого уголка в ДОУ…………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Экологическое воспитание детей актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В связи с этим создание эколого-развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического образования детей.
Экологическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде эколого-развивающая предметно-пространственная среда учреждения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа с учетом особенностей их развития. Грамотно организованная экологическое ространство обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
Экологическое пространство - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, оно выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.
Основными элементами экологического пространства в дошкольных учреждениях принято считать живой уголок и зелёные зоны на участке. В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, внимательное отношение к обитателям уголка, забота о живых существах.
Теоретические основы экологического воспитания подрастающего поколения разрабатывались в работах таких ученых как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельновский, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Г.Д. Гачев, Д.Н. Кавтарадзе, Л.П. Симонова, Э.В. Гирусов, Н.С. Дежникова, Н.К. Шеляховская и др. Различные аспекты формирования экологической культуры в дошкольном возрасте и создание эколого-развивающей среды в ДОУ получили освещение в работах таких ученых как С.Н.Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева, Ж.Л. Васякина-Новикова, В.И. и С.Г. Ашиковы.
Объект исследования – процесс организации экологического пространства в ДОУ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - с. 12-20
2. Бузский М.П. Духовное и рационально-практическое освоение категории «Экологическое пространство» // Право и практика, 2018 г. – с. 284-288
3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2009. - с. 56.
4. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] / Е. Н. Водовозова. - Изд. 8-е. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2012. - 365 с.
5. Герд, А. Я. Избранные педагогические труды [Текст] / [Подготовка текста и биогр. очерк. с. 151-90, канд. пед. наук О. В. Казаковой] ; [Под ред. и с предисл. действ. чл. АПН РСФСР Б. Е. Райкова] ; [Примеч. О. В. Казаковой и Б. Е. Райкова] ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 208 с.
6. Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении / А.Н. Захлебный. – Москва, 2009. - 86 с.
7. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении : Новый аспект образования / И. Д. Зверев. - М. : Знание, 1980. - 96 с.
8. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.
9. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - с. 10-12.
10. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. —— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
11. Мамедов Н. М. Методические рекомендации к учебнику Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной «Экология» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Н. М. Мамедов, С. Е. Мансурова, И. Т. Суравегина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017. — 144 с.
12. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок [Текст]: учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование" (Методика экологического воспитания дошкольников/ Л. А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева.- СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
13. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада / М. М. Марковская. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.
14. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
15. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.
16. Путилина Т. Ю. Организация «экологического пространства» в детском саду [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/07/31/organizatsiya-ekologicheskogo-prostranstva-v-detskom-sadu (дата обращения 18.05.22).
17. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
18. Тихеева, Е. И. Организация детского сада и детского дома / Е. И. Тихеева. - Москва : Мир, 1923. - 143 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 18.05.2022).
20. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
21. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания // Астраханский вестник экологического образования - № 4 (22) 2012. - с. 122-129