Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый день человек сталкивается с ситуациями, когда по определенным причинам существующая потребность не может быть удовлетворена. В таких случаях, как правило, включаются механизмы психологической защиты. Эти механизмы направлены на предупреждение расстройств поведения. Чтобы свести к минимуму психотравмирующие моменты, в психике происходят изменения внутренних ценностей личности, направленные на снижение личной значимости соответствующего переживания.
Механизмы психологической защиты личности направлены на сохранение нормального уровня самооценки личности, ее образа «Я» и картины окружающего мира.
В настоящее время роль мужчины и женщины в социальной среде претерпевает значительные изменения. Темы, связанные с полоролевыми особенностями человека и его психологическими различиями, гендерными характеристиками, полоролевыми изменениями все чаще входят в число наиболее активно обсуждаемых в современном обществе.
Гендер создается социумом как модель поведения женщин и мужчин, определяющая их роль и положение в обществе. Гендерная система отражает различные культурные ценности и стереотипы, адресуемые людям в зависимости от их пола. Гендерные исследования позволят изучить особенности выбора различных стратегий совладания в критических жизненных ситуациях. Важным здесь является уточнение использования механизмов психологической защиты в зависимости от гендерной принадлежности.
К сожалению, исследования гендерных различий использования психологических защит в отечественной науке практически отсутствуют. Последнее время данной проблемой занимались Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, А.В. Коротких. Вопросами полового развития, гендера занимались В.А. Геодакян, Е.П. Ильин, В.М. Русалов, А.В. Воронова, Е.Г. Луковицкая и др.
Психологические защиты имеют важное адаптивное значение и специфические проявления на биологическом и социальном уровнях деятельности индивида. Следует отметить, что два важных явления - гендер и психологическая защита - до настоящего времени в основном рассматривались изолированно.
Объект исследования: психологические защиты.
Предмет исследования: гендерные особенности психологических защит личности.
Цель исследования: изучить гендерные особенности психологических защит личности.
Задачи исследования:
– проанализировать литературу по проблеме гендерных особенностей работы механизмов психологической защиты личности.
– описать виды и механизмы психологической защиты личности.
– определить гендерные особенности в работе механизмов психологической защиты личности.
Гипотеза исследования: гендерные особенности индивида существенно влияют на работу механизмов психологической защиты.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, методы математической обработки данных.
База исследования: ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет». Выборка: 20 человек (10 юношей, 10 девушек).
1.ТЕОРЕТИЧЕСКЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ
1.1.Психологические защитные механизмы как психологический
феномен
В современной психологии много информации о психологической
защите и взаимосвязанных с ней феноменах, закономерностях и структурах
психики. В широком смысле психологическая защита есть способ создания субъективно воспринимаемой стабилизации и нормализации состояния личности. Основная роль психологической защиты выровнять взаимоотношения личности и среды и снизить тревожность, сопряженную с
пониманием переживаемого конфликта. Это явление многомерное, сто подтверждают исследования, проводимые в данной области.
Зигмунд Фрейд сделал открытие в области структуры личности. Это в свою очередь повлекло за собой разносторонние научные и социальные последствия. Проблема бессознательного перешла из области философии в область практической психологии. Необходимо было рассмотреть конфликтные взаимоотношения между различными ступенями психической организации. К ним относят бессознательное, предсознательное и сознательное. Изучение данного феномена позволило обозначить идею о том, что поведение отражает сопротивление самому себе, которое проявляющееся в блокировании информации, скрытой в подсознании. Это неумение осознать и принять волнительные события и переживания. Состояние было названо защитными реакциями.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1,Андреева, М.В. К вопросу о психологическом механизме заботы.
[Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://elibrary.ru/item.asp?id=23562433(дата обращения: 19.05.2022).
2. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты [Текст]/ Ф.В. Бассин,М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психол. журнал. – 2008. – No3. – С. 79–86.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст]/ Т.В. Бендас:. – СПб.: Питер,2007. – 431 с.
4. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных компонентов и
когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях
социализации [Текст]/ Е.Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. – С.41–48.
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления
критических ситуаций [Текст] / Ф.Е. Василюк – М.: МГУ, 2013. – 187 с.
6. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]/– СПб.,2007.
7. Грановская, Р.М. Психологическая защита [Текст] /
Р.М. Грановская – СПб.: Речь, 2007. – 297 с.
8. Дворянников, Н.В., Носов С.С. Половозрастные особенности
механизмов психологических защит [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://elibrary.ru/item.asp?id=9908253(дата обращения: 19.05.2022).
9. Дёмина, Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы
личности. [Текст]/ – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.
10. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.
Фрейда и К. Роджерса [Текст]/ / В.И. Журбин // Вопросы психологии. – 2010. – No4. –С. 14–23.
11. Захарова, Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне
межгруппового взаимодействия [Текст]// Ю.Б. Захарова // Вестник МГУ. – Сер. 14.Психология – 2011. – No3. – С. 11–20.
12. Зачепицкий, Р.А. Социальные и биологические аспекты
психологической защиты [Текст]/ / Р.А. Зачепицкий // Социально-психологические исследования в психоневрологии. – Л.: Медицина, 1984. – С. 182–183.
13. Изард, К. Е. Психология эмоций [Текст]// К. Е. Изард. – М.: 2010. – 464 с.
14. Иташева, О.Н., Лизунова, Г.Ю. Гендерные различия
психологического благополучия старшеклассников. [Электронный ресурс] //
Режим доступа https://www.scienceforum.ru/2016/2152/16954(дата обращения: 19.05.2022).
15. Клецина, И.С. Гендерная социализация. [Текст]/ СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008. – 128 с.
16. Котенева, А. В. Психологическая защита личности. [Текст]/ – М.: МГГУ,2013.
17. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью [Текст]/ Л.В.Куликов // Общество и политика. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,2010. – С. 476–510.
18. Кунгурова, Н.И. Социальному педагогу – о гендерном
неравенстве [Текст]/ Н. И. Кунгурова // Социально-педагогическая работа. – 2013. –No 6. – С. 30 – 37.
19. Кучерова, Е.В. Эмоциональное благополучие детей как
показатель их психологического здоровья [Текст]/ / Е.В. Кучерова // А.В. Запорожец и современная наука о детях. – М.: Педагогика, 2007. – С. 45–51.
20. Лепешинский, Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы
психологического благополучия» К.Рифф [Текст]/ Н.Н. Лепешинский //
Психологический журнал. – 2007. – No3. – С. 24–37.
21. Матюшкова, С.Д. Формирование гендерной культуры как
социально-педагогическая проблема[Текст]/ / С.Д. Матюшкова // Сацыяльна-
педагагічная работа. – 2013. – No 3. – С.53 – 62.
22. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество [Текст]/ В.С. Мухина. – 4-е изд. стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
24. Осипова, Е.В. Кросскультурные и гендерные различия
показателей психологического благополучия [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://docplayer.com/64522329-Krosskulturnye-i-gendernye-razlichiya-pokazateley-psihologicheskogo-blagopoluchiya-na-primere-rossiyskih-i-kanadskih-studentov-2-e-v.html(дата обращения: 19.05.2022).
25. Подопригора, С.Я., Подопригора, А.С. Краткий психологический
словарь. [Текст]/ – Р.-на Дону: Феникс, 2010.
26. Прилуцкий Н.И Потребность в смысле жизни [Электронный
ресурс] - Режим доступа. – https://elibrary.ru/item.asp?id=16400107(дата обращения: 19.05.2022).
27. Прокопчик, Е.В. Гендерная культура подростков как
педагогическая проблема [Текст]/ / Е.В. Прокопчик // Праблемы выхавання. – 2011. –No 4. – С. 55–60.
28. Свеницкий, А.Л. Краткий психологический словарь. [Текст]/ – М.:
Проспект, 2011.
29. Смотрицкая, Г.Е. Формирование гендерной культуры как
средства оптимизации педагогических условий социализации учащихся [Текст]/ Г.Е. Смотрицкая, А.Л. Смотрицкий // Психологический журнал. –2013. – No 11. –С. 26 – 30.30. Современный психологический словарь [Текст]/ под ред. Б. Г.
30.Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2007.
31. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к
проблеме психологического благополучия [Текст]/ А. Е. Созонтов // Вопросы
психологии. – 2008. – No4. – С. 105–114.
32. Соловьёва, А.В. Психологическая защита в подростковом
возрасте: сущность, содержание, причины. [Текст]/ – М.: Флинта – Наука, 2013.
33. Фрокол, А.С. Психологическое неблагополучие как фактор
появления миграционной готовности населения в депрессивном районе [Текст]/ А.С.Фрокол // Вестник Томского государственного ун-та. – 2010. - No3(2) – С. 166– 168.
34. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка. [Текст]/ – М.: Ин-тпсихологии РАН, 2012.
35. Хьелл, Л. Теории личности [Текст]/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. –
Питер: СПб., 2006. – 607 с.
36. Чеснокова, О.И. Гендерная социализация [Текст]/ О.И. Чеснокова, О.И.Пушкина // Народная асвета. – 2013. – No 12. – С. 48–50.
37. Шамионов, Р.Б. Самосознание и субъективное благополучие
личности [Текст]/ Р.Б. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности. –Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. – С. 36–41.
38. Шевеленкова, Т.Д., Методика исследования психологического
благополучия личности [Текст]/ Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко. – М. – 2007. – 34 с.
39. Юнусова Р.А, Психологический пол личности как фактор
адаптации [Электронный ресурс] - Режим доступа. –
https://elibrary.ru/item.asp?id=12042384(дата обращения: 19.05.2022).
40. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию:
учеб. пособие для вузов [Текст]/ В.А. Янчук. – Мн.: АСАР, 2007. – 768 с.