Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Все современные изменения, которые происходят в российской системе образования, характеризуются стремлением министерства образования к совершенствованию его качества. Ведущим направлением реформирования, которого является разработка и внедрение новых подходов к оценке достижений субъектов обучения, что повышает требования к качеству контроля, измерения и оценки эффективности учебно-познавательной деятельности школьников средствами тестирования.
В современной педагогической литературе оценивания учебных достижений средствами тестирования стали предметом исследования многих ученых. Значение, место и функции тестового контроля учебных достижений рассмотрены в работах Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, М.С. Бернштейна, Г.А. Берулава, Б.П. Битинаса, Н.Е. Вобкова, К.М. Гуревич, К. Ингенкампа, О.Ф. Кабардина, Э.А. Красновского, В.Л. Рысс, Н.Ф. Талызиной и др.
Предмет исследования — виды и формы тестов, применяемые на уроках русского языка в начальной школе как средство контроля.
Задачи: рассмотреть возможности использования тестирования в начальной школе. изучить методику разработки стандартизированного теста. ознакомиться с критериями качества дидактических тестов. провести мониторинговое исследование с целью выявления возможностей тестового материала в аспекте проверки учебных достижений школьников.
Гипотеза: применение тестов в начальной школе является эффективным средством мониторинга знаний учащихся.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический, анализ методической и психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, количественный и качественный анализ результатов исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных познаний. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания. Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности: - самостоятельно разбираться в учебной задаче; - находить способ её решения; - сравнивать свой результат с правильным ответом; - адекватно оценивать себя и свои действия; -научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку, математике и окружающему миру в тестовой форме по принципу ЕГЭ.
Подходы создания тестов .
В доктрине педагогического испытания есть 2 расклада к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.
В рамках нормативно ориентированного расклада разрабатываются исследования для сопоставления учащихся по уровню учебных достижений. Сопоставление случается путём сравнения итогов всякого студента с итогами его сверстников, выполнявших что же самый анализ.
При критериально ориентированном раскладе формируются исследования для сравнения учебных достижений всякого учащегося с планируемым к усвоению объёмом познаний, умений или же способностей. Упор делается на то, собственно, что имеет возможность исполнить представитель и что он понимает в рамках определенного содержания, а не то, как он смотрится на фоне иных. Процент верного выполнения заданий оценивают как степень по-дготовки или же как уровень овладения совокупным объёмом содержания курса.
Испытание может помочь любому ученику обнаружить вероятные зат-руднения, а еще вовремя выправить промахи в усвоении содержания учебного материала.
Требования к составлению тестов.
Наставник обязан припоминать, что есть запросы к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него зайдут:
составлению заданий обязан предшествовать тест программки исходной средние учебные заведения по предметам.
язык теста, памятке, обязаны отвечать языку, наставлениям учебника исходной средние учебные заведения (подчеркни, вставь, допиши, отыщи и т. п.)
-структура заданий обязана определяться значимостью изученного материала (чем значимее изученная содержание, что большущим численностью вопросов она представлена)
-формулировки заданий обязаны быть многообразны (это разовьёт остроту интереса и эластичность мышления, востребует от обучающегося максимальной бдительности и собранности)
-должны быть несомненно сформулированы цели и содержание, определено время использования теста;
-процесс проведения теста обязан быть задан в облике конкретного метода (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов)
-тестовые поручения обязаны просто читаться;
если анализ специализирован для испытания значения познаний, поручения не обязаны твердить формулировок данных в учебнике;
-тестовые поручения обязаны быть независимыми;
-формулировка заданий не обязана держать двусмысленности;
-тестовые поручения обязаны производиться без слишком больших вычислений;
-постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов обязаны очень максимально вычеркивать вероятность угадывания ответа;
-тестовые поручения, допускающие выбор 1-го из предложенных ответов, обязаны содержать хотя бы 3
5 разновидностей ответов, выбранных по способности так, дабы более свойственные для предоставленного варианта промахи были в их предусмотрены.
При составлении теста надо держаться конкретного метода: Определение целей испытания:
• оценка познаний своеобразных прецедентов, определений, понятий;
• проверка умения подавать определения, мнения, предопределять их оглавление и объем;
• проверка познания формул, законов, доктрин, основ, способов, умение использовать их;
• умение отыскивать однообразия и различия;
• умение представлять ткань на графиках, схемах, таблицах.
Определение облика испытания — входной (установочный), промежный, направленный на определенную тематику, рубежный, итоговый. - Выбор формы тестового поручения, который находится в зависимости от целей испытания и содержания.
- Главным составляющей тестовых заданий считается руководство, слово поручения и источник (находится у преподавателя).
- Руководство определяет нрав персональной работы студентов: обязана быть точной, понятной для выполнения.
- При формулировке поручения теста нужно держаться надлежащих методических рекомендаций:
• основной слово поручения имеет не больше 8-10 слов;
• каждый анализ обязан формулировать 1 идею, 1 мысль;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова М.А. Педагогический контроль в процессе воспитания [Текст]: методические рекомендации: методич. пособие / М.А. Александрова, Н.А. Алексеева, Е.Н. Степанов.- М.: Сфера, 2010. — 260 с.
2. Аркулис, Михаил Борисович. Педагогические условия повышения эффективности подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к централизованному тестированию : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01. — Магнитогорск, 2005. — 169 с.
3. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. — СПб.: КАРО, 2007. — 218 с. Богомолов В.А. Тестирование в начальной школе. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 352 с.
4. Батешов Е.А. Основы технологизации компьютерного тестирования: Учебное пособие. — Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011. — 241 с.
5. Валитова Гюзяль Азильевна. Дидактическое тестирование как метод активизации познавательной деятельности младших школьников : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Бирск, 2000. — 205 c.
6. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение [Текст] / И.Н. Гулидов.- М.: Форум, 2005. — 200с.
7. Горина, О.П. Тестовые задания в начальном курсе математики / О.П. Горина, Н.Н. Проскуряков // Начальная школа. — № 10. — 2008. — С. 49-55.
8. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения[Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2013.- 20с.
9. Кадневский, В. Педагогическое тестирование: чему нас учит зарубежный и отечественный опыт / В. Кадневский // Народное образование. — 2006. — № 7. — С.131 — 136.
10. Калашникова Светлана Георгиевна. Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников по русскому языку : дис. … канд. пед. наук : 13.00.12 Омск, 2006. — 232 с.
11. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования/А.Н. Майоров. -М.: Народное образование, 2010. -352 с.
12. Никонова Елена Ивановна. Обеспечение объективности оценки тестирования устных речевых умений учащихся (английский язык, основная школа): автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Никонова Елена Ивановна;[Место защиты: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»].- Москва, 2012.- 22 с.
13. Нестерова, Н.В. Тестовый контроль знаний: технология формирования и структура / Н.В. Нестерова // Инновации в образовании. — 2009. — № 4. — С.81 — 94.
14. Новикова, Е.Ю. Контроль знаний учащихся при помощи тестов — эффективная форма обучения на уроках английского языка : [из опыта работы учителя анг. яз. шк. » Полярная звезда», Москва]/ Е.Ю. Новикова // Образование в современной школе. — 2002. — № 3. — С.49 — 52.
15. Николау, Л.Л. Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов / Л.Л. Николау, В.В. Улитко // Начальная школа. — № 10. — 2012. — С. 46-49.
16. Оценивание учебных достижений учащихся (методические рекомендации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего обучения) // Министерство образования и науки Республики Казахстан Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л. Н. Саврасова. Мурманск : МШУ, 2007. — 210 с.
17. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. — 200 с. — Астана, 2006. — 20 с. Разработка тестовых заданий: Методические рекомендации преподавателям / Сост. С.Г.Шеретов. — Алматы: КОУ, 2006. — 14 с.
18. Рафф С. Подготовка учащихся к ЕГЭ: условия, которые необходимо создать в школе // «Директор школы», 2005, № 6.
19. Сергеева Ирина Федоровна. Технология организации тестового контроля формирования навыков и умений иноязычного устно-речевого общения (Начальная школа/французский язык) : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 331 c.
20. Снигирева Т.А. Диагностика формируемой структуры знаний на основе квалитативной технологии [Текст] / Т.А. Снигирева // Современные диагностические оценочные средства для аттестации качества образования и применение компьютерно-информационных технологий: материалы ХI Всерос. симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». Ч. 3.- М.: изд-во исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2006.- С. 67-73
21. Хлебников В.А. Теория и методы эффективности систем обучения коллективного использования: Дис. на соискание степени д-ра физ.- мат. наук. М., 2006. — 117 с.
22. Шмагринская Наталья Вадимовна. Тестирование в системе общего среднего образования : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шмагринская Наталья Вадимовна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].- Пятигорск, 2008.- 207 с.