Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, исходя из условий современной экономической обстановки, пенсионное обеспечение граждан является одним из основных элементов системы социальной защиты населения, более того, данный вид обеспечения в нашей стране гарантируется Конституцией Российской Федерации. Пенсия, по своему назначению, является основным источником дохода в случаях, когда по возрасту или в связи с состоянием здоровья гражданин утрачивает способность полноценно трудиться. Размер и сроки пенсионного обеспечения напрямую зависят и являются производными от размера заработной платы лица, получателя пенсионных выплат, условий его труда, стажа работы и других обстоятельств.
Пенсионная система в современном мире представляет собой необходимый механизм – гарант социального блага в обществе, содействующий экономическому развитию государства. Вопросы обеспечения финансовой стабильности отечественной пенсионной системы сегодня имеют особое значение из-за трансформации рынка труда в связи с изменением демографических параметров, финансового кризиса на фоне режима санкций и распространения пандемии COVID-2019. Социальная важность пенсионных накоплений определяется тем, что они затрагивают жизненно важные интересы почти более 43 миллионов пожилых людей, инвалидов и членов семей, которые потеряли кормильца. В настоящее время большое внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам развития пенсионной системы в России. Среди современных исследований в этой области необходимо учитывать работы отечественных ученых, таких как Ройк В.Д. и т. д. чтобы выделить.
Объектом исследования является Пенсионная система и субъекты, осуществляющие Пенсионное обеспечение в России.
Предметом исследования являются специфические структуры, определяющие развитие и способы осуществления пенсионного обеспечения.
Цель работы – рассмотреть организацию работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов пенсионного фонда РФ.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и значение пенсионного фонда;
изучить реформу пенсионного фонда в РФ;
дать характеристику системы пенсионного законодательства РФ ;
рассмотреть основные направления деятельности Пенсионного Фонда;
изучить основные источники формирования средств ПФР и их направления расходования.
Теоретической базой исследования послужили труды А.А. Горохова, О.А. Губанова, К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской, М.М. Ильясова, С. С. А. Ибрагимова, Т. Н. Казанковой, А. Д. Ванюшиной и др.
Нормативной базой исследования работы являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие законодательные акты всех уровней, а также научные и учебные материалы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и значение пенсионного фонда
Выплата пенсий является инструментом социальной защиты и гарантией прав граждан. Все цивилизованные государства обязуются решать проблемы людей с ограниченной трудоспособностью, инвалидов, а также людей преклонного и пожилого возраста. Это один из ключевых показателей уровня развития общества. Важнейшим механизмом реализации социальных и финансовых программ является пенсионная система.
В Российской Федерации понятие подразумевает ряд правовых норм, установленных на государственном уровне, и то, как работают частные учреждения, целью которых является регулярное осуществление регулярных выплат гражданам пенсионного возраста. Основным нормативным актом, регулирующим эту сферу правоотношений, является Федеральный закон № 400 от 01.01.2015 «О пенсионных накоплениях».
В России, как и во многих других странах, существует смешанная пенсионная система. По-другому это называется распределительно-накопительным. Граждане (или компании, в которых они работают) вносят часть отчислений в Государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут начислены в рамках государственной пенсионной программы. За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть.
Размер пособий и количество граждан, получающих социальные пособия, во многом зависят от экономических возможностей государства и определяются рядом факторов: налоговой политикой, инфляцией, демографическими и другими показателями .
Пенсионеры получают выплаты за счет денежных взносов компаний из зарплат работников. Эта модель заменила унаследованную от СССР систему сбыта. До 2001 года основная часть резерва была неизменно определенным показателем и не зависела от финансовых компонентов, таких как размер заработной платы, общий опыт работы, отпуск по беременности и родам и самозанятость. После отмены устаревшего формата выплата страховых взносов всем, кто официально работает в компании, организации или учреждении, независимо от формы собственности и статуса хозяйствующего субъекта, стала обязательным юридическим требованием для работодателей.
Действующее законодательство предусматривает единую сумму отчислений - 22%. Больший процент приходится на страховую составляющую - 16%. Остальные 6% составляют финансируемую часть, которая формируется для всех добровольцев-участников программ софинансирования на 2009-2013 годы и работающих граждан, дата рождения которых приходится на 1967 год и позже. Страховые части регулярно регистрируются на персонализированных личных счетах и индексируют эти суммы.
Пенсионный фонд Российской Федерации несет ответственность за формирование, резервирование и выплату залога. В соответствии с действующим законодательством выплачиваются три вида пенсий, структура пенсионной системы РФ представлена на рисунке 1 .
Рис. 1. Пенсионная система РФ
Страховая (трудовая) пенсия - это компенсационная выплата резидентам, которые потеряли трудоспособность и не могут получать заработную плату и другие компенсации, а также членам семьи с ограниченными возможностями, если застрахованное лицо умерло или признано пропавшим без вести. Платежи производятся ежемесячно.
Причины назначения, по которым была произведена классификация: затруднение; потеря кормильца; в старости (достижение определенного возраста). Факт инвалидности как основания для получения пенсии признается таковым только в том случае, если будет получен соответствующий статус в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о защите инвалидов. Во втором случае пенсия предоставляется членам семьи умершего кормильца, которые были иждивенцами и имели статус граждан-инвалидов. Пенсионное обеспечение - право женщин в возрасте 60 лет и мужчин в возрасте 65 лет и старше на получение ежемесячных сумм, начисленных соответствующим органом, при условии, что у них есть опыт работы не менее пяти лет. Стаж является обязательным условием для получения страховой пенсии, поскольку выплаты представляют собой компенсацию дохода лицам, которые по возрасту не могут продолжать свою предыдущую деятельность, не могут работать.
Государственные пенсии - пенсии этой категории делятся на три вида: по возрасту, социальные и по службе. Они выплачиваются гражданам, которые наняли федеральную службу и потеряли свои заслуги, а также инвалидам, не имеющим средств к существованию.
Доступна служба безопасности по выслуге лет:
важные темы государственной службы;
космонавт;
летчики-испытатели и другие участники соответствующих поездов;
военнослужащие, за исключением тех лиц, которые служили в звании солдата, матроса, унтер-офицера или сержанта.
Социальная пенсия предназначена для лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию. Предыдущие обстоятельства не имеют значения, даже если это добровольный отказ от работы на протяжении всей жизни. Отсутствие необходимого срока службы в момент достижения пенсионного возраста позволяет гражданам выплачивать социальную выплату, но через пять лет. Негосударственная пенсия - каждый гражданин имеет право самостоятельно составлять пенсионные сбережения через Пенсионный фонд страны или пользоваться услугами негосударственных структур этой специализации - НПФ. Этот вид пенсии - это денежная сумма, выплачиваемая на основании пенсионных договоров в строгом соответствии с его условиями. Соглашение заключается между НПФ и вкладчиком и включает в себя взаимные обязательства: выплату взносов физического лица и своевременные регулярные платежи учреждения.
До сих пор страховая пенсия предоставлялась при достижении пенсионного возраста – раньше она составляла 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако в 2018 году президент России подписал закон о постепенном повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и до 60 лет для женщин (таблица 1) .
Таблица 1. График повышения пенсионного возраста в России
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Этот парень оплачивается в соответствии с правилами, установленными законом. Виды государственных пенсионных пенсий делятся на несколько. Первая группа - пенсия по выслуге лет. К ним относятся: военные; пилоты гражданской авиации; космонавты; должностные лица.
Лица, находящиеся на государственной службе, должны иметь опыт работы не менее 15 лет. Особенность ю заключается в том, что должность не может быть прервана более чем на год. То есть в идеале опыт должен быть непрерывным. Летчики и космонавты должны быть гражданами нашей страны, иметь опыт: мужчины в возрасте 25 лет и женщины в возрасте 20 лет и старше. Для военных срок службы составляет не менее 20 лет. При этом пенсионный возраст считается 45 лет. Государственная пенсия по старости определяется теми, кто пострадал от радиации и техногенных катастроф. Условия резерва зависят от статуса человека, характера выполненной работы, времени и места жительства. Например, участники ликвидации Чернобыльской аварии в 1986-1987 годах могут выйти на пенсию в возрасте 50 и 45 лет (муж и жена). Если вы участвовали в 1988-1990 годах, то по достижении 55 (мужского) и 50 (женского) лет. Государственная помощь в связи с потерей кормилицы предоставляется членам семьи с ограниченными возможностями погибшему военнослужащему, а также лицам, пострадавшим от стихийных бедствий.
Таким образом, пенсионная система в нашей стране находится на стадии развития. Обеспечивается материальная поддержка всех видов граждан. В любом случае это не меньше прожиточного минимума, установленного индивидуально для каждого региона.
1.2 Реформа пенсионного фонда в РФ
Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативных-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. – 2012. - № 172.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. - № 148-149. – 06.08.1998.
4. Семейный кодекс Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 18 ноября.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
7. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. N 21. ст. 4832.
8. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880
9. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.
10. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. – 2013.- N 52. - Ст. 6965.
11. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
12. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
13. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
14. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
15. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
16. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2020 N 153-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
17. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2021 N 473-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
18. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
19. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
20. Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 N 198-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
21. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
22. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
23. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - СПС «Гарант», 2022.
II. Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета - Федеральный выпуск №5968 (295) 21 декабря 2012 г.
2. Решение № 33-5478/2021 от 6 сентября 2021 г. по делу № 2-233/2021(2-1788/2020;)~М-1600/2020
III. Специальная литература:
1. Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 11. – С. 271-274.
2. Губанова О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России / О.А. Губанова // Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. – №2 (39) – 2018. – С. 79-82.
3. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107.
4. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ / Д.Р. Глинская // «Научно-практический журнал Аллея Науки» – №8(24). – 2018. – С. 1-3.
5. Горохов А.А. Сравнительный анализ моделей пенсионного обеспечения России и Германии // А.А. Горохов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 4 (22). – С. 61-68.
6. Губанова О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России / О.А. Губанова // Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. – №2 (39) – 2018. – С. 79-82.
7. Деловая жизнь // Средняя пенсия в 2017 году в России и других странах мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bs-life.ru/rabota/pensiya/srednyaya-pensiya2017.html (дата обращения: 18.05.2022)
8. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2018. – 548 с.
9. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. - М.: Проспект, 2020. – 482 с.
10. Ильясов М. М. Проблемы функционирования Пенсионного фонда России / М.М. Ильясов // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 431-434.
11. Ибрагимов С. С. А. Проблемы Пенсионного Фонда России в современных реалиях / С. С. А. Ибрагимов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 2–6 (46). С. 73–79.
12. Казанкова Т. Н. К вопросу о правовом статусе Пенсионного Фонда РФ / Т. Н. Казанкова, А. Д. Ванюшина // Аллея науки. -2018. -Т. 2. -No 3 (19).- С. 113–118.
13. Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» – №14. – 2019. – С. 2.
14. Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения / М.А. Катковская // Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2018. – С. 140-142.
15. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. - М.: Проспект, 2019. – 384 с.
16. Криулин В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, экономика и инновации. – 2018. – № 1 (18). – С. 5.
17. Кузьмичева, Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – №11(27). – 2018. – С. 1-4.
18. Колесникова О.А. Проблемы действующей системы пенсионного обеспечения Российской Федерации / О.А. Колесникова // Сфера услуг: инновации и качество. – 2018. - №27.
19. Колесов Г.Б. Преобразование системы пенсионного обеспечения в России. История пенсионного обеспечения в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kolesovgb.ru (дата обращения: 18.05.2022)
20. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket /supervision/sv_coll/opd_NPF_ OPS/2015/ (дата обращения: 18.05.2022)
21. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cbr.ru/finmarket/ supervision/sv_coll/#a_11849 (дата обращения: 18.05.2022)
22. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // Публичный годовой отчет Пенсионного фонда России за 2016 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pfrf.ru/files/id/press _center/godovo_otchet/Annual_report_2021 (дата обращения: 18.05.2022)
23. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.fss.ru/ (дата обращения: 18.05.2022)
24. Пенсионный Фонд Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 18.05.2022)
25. Пенсионная реформа в России: – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma (дата обращения: 18.05.2022)
26. Право социального обеспечения [ Электронный ресурс] : учебник и практикум для вузов / М.В. Филипповой [ и др.]; под ред. М.В. Филипповой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Издательство Юрайт, 2020. - 406 с. - Режим доступа: https://urait.ru/viewer/pravo-socialnogo-obespecheniya-450848 (дата обращения: 18.05.2022)
27. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / под ред. Токарская Л. В. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 136 с. - Режим доступа: https://urait.ru/viewer/psihologiya-semi-psihologicheskoe-soprovozh denie-processa-usynovleniya-453285 (дата обращения: 18.05.2022)
28. Пучкова Л.М. Проблемы Пенсионного фонда России / Л.М. Пучкова // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. - №3. – С. 59-61.
29. Садыкова Л.М. Проблемы и перспективы пенсионного страхования в РФ / Л.М. Садыкова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – №11(27). – 2018. – С. 1-5.
30. Свирская К. В. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации / К. В. Свирская, Н. А. Берг. // Молодой ученый. – 2019. – № 21 (259). – С. 393-398.
31. Станчин И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты / И.М. Станчин // Воронежский экономико-правовой институт. – 2018.- №7. – С. 192-196.
32. Тарманова В.С. Выплата накопительной части пенсии и порядок ее формирования / В.С. Тарманова // [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://pf-magazine.ru/articles/obshhaya-informacziya/vyplata-nakopitelnoj-chasti-pensii-i-poryadok-ee-formirovaniya.html (дата обращения: 18.05.2022)
33. Фатхлисламова Г.Ф. Исследование результатов инвестирования средств пенсионных накоплений / Г.Ф. Фатхлисламова // Управление. 2018. № 4. – С. 40–47.
34. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/. (дата обращения: 18.05.2022)
35. Чванова, О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России / О. В. Чванова. // Молодой ученый. – 2020. – № 42 (332). – С. 258-260.