Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст – самый оптимальный для проявления первых творческих экспериментов, формирования развития способностей и закладки для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.
Творчество называют универсальным средством для развития ребенка, его индивидуальности. Творчество обеспечивает комфортные условия для адаптации ребенка к новым условиям, к окружающему социуму.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с дошкольного детства, при этом разнообразие видов детской деятельности, реализуемых в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) представляет широкие возможности для осуществления этой задачи.
Современные исследователи психологических и педагогических направлений приходят к единому мнению, что развитие творческих способностей ребенка не происходит само по себе, а определяется успешностью взаимодействия взрослого и ребенка. Особая роль в этой связи отводится игровой деятельности, так как игровая деятельность и сама игра в дошкольном возрасте является основой становления личности дошкольника, в том числе – ребенка старшего дошкольного возраста.
Степень разработанности темы исследования. Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли представители педагогики: М.А. Данилов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, П.И. Пидкасистый, Е.А. Флерина. И психологии: Я.А. Пономарёв, И.В. Страхов.
Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, театральной, изобразительной и пр. (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. Казакова, В.А. Левин, Г.В. Павленко, Т.А. Семёнова, О.С. Ушакова и др.).
Задачи развития игровой деятельности в сочетании с развитием творческих способностей детей рассматриваются в качестве важнейших в современной дошкольной педагогике. В тоже время, при работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги отдают приоритет, развитию элементов учебной деятельности, не используя весь потенциал игровой деятельности для развития творческих способностей детей.
Объект исследования данной работы - процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – исследовать творческие способности у детей.
Задачи:
1. Изучить представления о творческих способностях детей в психологии и педагогике.
2. Раскрыть роль игры в развитии творческих способностей у старших дошкольников.
3. Провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
4. Оценить результативность исследования.
В работе мы использовали такие методы научно-педагогического исследования: теоретические – анализ и обобщение научно – теоретических источников по данной теме, синтез, сравнение; эмпирические – наблюдение, диагностическая игра.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о творческих способностях детей в педагогике и психологии
Проблема развития творческих способностей детей и анализ этой проблемы неразрывно связаны с определением сущности главного понятия - творческие способности.
Достаточно часто, при определении понятия «творческие способности» педагоги оперируют категориями художественной деятельности, способностями к рисунку, созданию музыкальных произведений, поэтической одаренности, что не позволяет всесторонне изучить данное понятие. Однако в литературе, исследующей творчество, четко оговариваются определения творчества, не как признака художественного одаренного человека, а «творчество – в прямом смысле – есть созидание нового.
В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – это ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся, все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [5, c 79].
Иногда авторы различных работ по творчеству стараются избежать трудно определяемого слова «творчество», но появилось новое определение «талант», который подразумевался как совокупность каких-то способностей, определенной одаренности. А чуть позже появилось и новое слово «креативность», которое несло в себе определение уже как совокупность неких творческих способностей, способность творить, некие характеристики индивидуальности.
В XX веке исследователи творчества и науки, связывали творчество и творческие способности, с интеллектом и умственным развитием каждого человека. То есть творчество напрямую зависело от того насколько человек умен, поэтому возникла необходимость в создании тестов на определение высоты интеллекта. Но чуть позже те же самые исследования показали, что творческие способности и интеллект не имеют прямой взаимозависимости.
А.Э. Симановский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим [18, c 79].
По мнению Т.И. Петрова способности, которые человек не использует на практике в будущем, утрачивают свою силу. В общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий [14, c 23].
Дошкольный возраст - это период подъема познавательной активности, перехода от интереса к любознательности. Однако этот переход не происходит сам собою, но только при определенных условиях жизнеобеспечения ребенка.
Личностные особенности детей дошкольного возраста делают этот возраст особенно восприимчивым для развития творческой активности ребенка. Существует также понятие творческой активности.
С точки зрения Н.А. Ветлугиной, активность личности – это деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества [3, c 102].
Следовательно, творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
В исследовании А.В Молчанова творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности [11, с.46].
Одно из главных условий, которые обеспечивают творческое развитие детей - создание обстановки, которая помогает сформировать и развить творческие способности. Анализ работ Я. А. Пономарева, позволяет сформулировать комплекс из шести факторов, которые способствуют успешному развитию творческой активности ребенка[15, c. 78].
Первый шаг - это раннее развитие ребенка. Плавание, физическая активность, раннее начало ползания и хождения – это то, что касается физического развития. Ранним должно быть и развитие умственных навыков, таких как знание алфавита, раннее умение читать и считать, ознакомление с различными видами деятельности, такими как рисование, пение, танцы, чтение стихов и т.д.
Второе важное условие, необходимое для успешного формирования и развития творческих способностей детей - это обстановка, которая опережает их развитие и выступает стимулом разнообразной творческой деятельности, исподволь развивает в ребенке знания и умения. Например, кубики с буквами для младших дошкольников могут помочь раннему овладению навыками чтения.
Третье условие – это создание обстановки, в которой ребенку необходимо максимальное напряжение интеллекта. Это условие непосредственно связано с самим характером процесса творчества, требующим мобилизации всех способностей человека. Творческие способности будут формироваться, и развиваться тем лучшее, чем чаще ребенок в своих действиях будет добираться до «потолка» возможностей. В таких условиях этот «потолок» станет постепенно подниматься выше.
Четвертое условие, которое поможет обеспечить успешное развитие творческих способностей – это свобода ребенка выбирать деятельность, чередовать дела, определять продолжительность одного какого-либо дела и т.п. При наличии желания ребенка, интереса, эмоционального подъема можно быть уверенным, что умственное напряжение будет полезно и не станет причиной переутомления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. / Н.Ю. Венгер. - Дошкольное воспитание. – 2012. - № 11. – С.32-38.
2. Вераксы Н.Е. Комарова Т.С., Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Н.Е. Вераксы [и др.]; ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 352 с.
3. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2014. – 248 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 93 с.
5. Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх / Р.И. Жуковская. // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 10. – С.24-26.
6. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/ Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 2016. - № 2. – с.54 – 58.
7. Иванова М.К. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / М.К. Иванова, Ю.А. Шишмарева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 41-44.
8. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателей дет. сада/ Т. Г. Казакова. –М.: Просвещение, 2015. – 192с.
9. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 160 с.
10. Косенко Н.Т. Формирование творческой активности в игре/ Н.Т. Косенко // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 12. – С.20-22.
11. Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации /А.В Молчанова.// Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 46 – 51.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество./ В. С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 544 с.
13. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 480 с.
14. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 128 с.
15. Пономарев, Я. А. Психология творчества./Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 2006. – 302 с.
16. Пономарев, Я. А. Психология творчества./Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 2006. – 302 с.
17. Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников./ И.Н. Севостьянова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 51 – 55.
18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 192 с.
19. Соловьева, О.М. Психология развития творчества / О.М. Соловьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 748 с.
20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
21. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2014. – 159 с.
22. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры / В сб. Психология и педагогика игры дошкольника. – М..2015. – С. 218-238.