Фрагмент для ознакомления
2
1 глава. Теоретические основы изучения проблемы педагогических условий патриотического воспитания обучающихся.
§1.1 Понятие патриотическое воспитание в психолого-педагогической литературе
Анализируя педагогическую литературу, можно сказать, что история педагогики делится на три периода:
1 Период XVI-XVIII вв.
2 Период XIX- середина XX вв.;
3Период III этап середина XX - и по настоящее время.
Все три периода характеризуются наличием одного основного направления у великих педагогов - воспитание любви Отечеству. Именно поэтому актуальность данной темы непререкаема, о любви к совей Родине говорили, и будут говорить.
Термин «Патриотизм» переводится с греческого как «соотечественник», означает любовь к своей Родине, Отечеству, подразумевает преданность Отечеству, желание и стремление служить ему, его интересам.
Патриотизм можно определить как ряд взаимосвязанных характеристик человека, в общем составляющих любовь к Родине:
- преданность к Отечеству,
- служение интересам своего Отечества,
- готовность человека, не жалея своей жизни, защищать интересы Отечества,
- особое мировоззрение человека, нравственные идеалы.
Н.М. Карамзин говорил, что человек заботится о своем благе через любовь к Отечеству, а личное самолюбие формирует народную гордость.
Карамзин Н. М. считал, что любовь к Отечеству может быть в самых разных проявлениях, таких как:
- физическая любовь, под которой понимается привязанность к «малой родине» (месту своего рождения);
- нравственная любовь, под которой понимается любовь к тем, с кем рядом живет и воспитывается человек,
- политическая любовь, под которой понимается любовь к благу и славе Отечества.
Эти проявления любви к Отечеству не могут появиться сами, их нужно формировать.
Любовь к своей Родине зарождается и развивается в дошкольном возрасте. Патриотическое чувство естественно и неизбежно, ему не требуется заботливого культивирования, оно формируется на картинах окружающей жизни у каждого ребенка.
Патриотизм - это переживания человеком отношения к Родине, он осознает свой патриотический долг, у него есть желание этот долг реализовать. Нельзя под патриотизмом понимать просто нравственные чувства, когда человек переживает за окружающую его действительность, высказывает волнение по отношению к тем или иным событиям. Патриотизм - это активная гражданская позиция.
Патриотизм подразумевает ощущение гордости за свое Отечество, за историю своей Родины и ее достижения. Патриот своей Родины испытывает стремление сделать ее лучше, красивее, счастливее и богаче. Именно в патриотическом чувстве кроется вся сила народа, его мужество и стойкость, которые формируются посредством восхищения и гордости:
- за природные богатства страны,
- за ее героическое прошлое,
- за национальное достоинство и культуру проживающих здесь народов.
По мнению Усовой А.В., сохранение и возрождение величия России возможно только через переосмысление процесса воспитания школьников.
Отечественная педагогика имеет много работ в области формирования патриотического воспитания, в сфере воспитания будущих поколений. Русские педагоги предлагают воспитывать патриотизм в молодом поколении, который, по их мнению, является той силой, которая связывает всех членов общества в единое целое.
По мнению С.Е. Матушкина, важными составными частями в воспитании нравственности как раз являются такие черты мировоззрения как патриотизм и интернационализм. Элементами работы по формированию этих качеств являются, по мнению автора:
- привитие любви к Родине,
- формирование чувства дружбы народов,
- воспитание нетерпимости к проявлениям национализма и шовинизма,
- воплощение в жизнь принципов патриотизма и интернационализма.
В историко-философском аспекте патриотизмом можно назвать общественно-историческое явление, предпосылками которого являются разного плана характеристики данного общества, которые показывают привязанность человека к родным местам.
Родина и Отечество являются в данном случае ключевыми понятиями. Структура патриотизма довольна сложная, она включает в себя составляющие:
- эмоциональная,
-психологическая,
- идеологическая,
- практическая.
Все эти компоненты взаимосвязаны в единое целое, что является двигателем прогресса любого современного общества.
По мнению Солдатенкова А.П. для сформированности патриотизма объективным показателем будет система норм морали человека, которая отражает его отношение к себе, родине, к истории, героям войны.
Реализация патриотического воспитания предполагает учет ряда принципов, которые включают в себя как общепедагогические принципы воспитания, так и специальные, частные принципы, отражающие особенности реализации патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы:
- определение и учет в процессе патриотического воспитания особенностей развития общества и наличие происходящих в нем событий;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей в процессе организации патриотического воспитания;
- диалектическое единство и взаимообусловленность между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- учет и применение новых концепций организации и осуществления учебно-воспитательного процесса;
- использование новых педагогических технологий в процессе организации патриотического воспитания.
Рассматривая патриотическое воспитание школьников как целенаправленный, специально организуемый процесс формирования патриотических качеств (который предполагает освоение школьником определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной ориентации и активно-деятельностной социальной самореализации) мы, в рамках предстоящего исследования, предполагаем, уточнить современные формы и содержание патриотического воспитаниям школьников.
Патриотическое воспитание – это многоплановая, целенаправленная деятельность государственных органов и общественных объединений и организаций, которая заключается в формировании у подрастающего поколения патриотического сознания, верности к Родине, чувства гражданского долга.
Главная направленность патриотического воспитания заключается в формировании человека, обладающего качествами гражданина - патриота свой страны. Патриот своей Родины должен быть готов к исполнению гражданских обязанностей.
Патриотическое чувство- чувство, впитываемое с самого раннего детства, оно должно заключаться в приобретении вера в себя, веры в чувство собственного достоинства.
Патриотическое воспитание видит своей целью развитие гражданственности, формирование духовно-нравственных и социальных ценностей, и умений активно проявлять свою жизненную позицию.
Чтобы достичь этой цели необходимо выполнение ряда задач:
- организация условий эффективного патриотического воспитания молодежи;
- формирование патриотических ценностей, взглядов и убеждений, к истории своей страны,
- формирование системы патриотического воспитания, эффективно обеспечивающей условия развития у подрастающего поколения верности к Отечеству и служению ему,
- разработка механизма, который бы обеспечивал оптимальное функционирование системы патриотического воспитания молодежи.
Патриотическое воспитание состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:
Первый компонент имеет социальную направленность, так как включает в себя следующие элементы:
- позитивные мировоззренческие взгляды,
- активные позиции по самым разным проблемам,
- духовно-нравственные качества, из которых важнейшими будут:
- любовь к Отечеству,
- гордость за достижения страны,
- ответственность при исполнении своих обязанностей.
Второй компонент патриотического воспитания важен при обучении будущих защитников Отечества в процессе прохождения военной государственной службы. Этот компонент приобретает особое значение при профессиональной ориентации старшеклассников, их ориентировании на служение в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Именно поэтому он имеет более специфическую направленность и большую конкретику в деятельности.
Содержание этого компонента патриотического воспитания должно обеспечивать:
- понимание важности своей роли в служении Отечеству, которое должно быть основано на личной ответственности высокого уровня за соблюдение требований военной и государственной службы;
- понимание того, что в современных условиях защита страны необходима,
- обеспечение формирования тех качеств личности, которые будут необходимы в деле служения РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников.- М.: Наука, 2012. – 334 с.
2. Аверин С.В. О патриотическом воспитании младших школьников. –М.: Начальная школа, 2011.- 167 с.
3. Агапова И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия.- М.: ВАКО, 2010. - 368 с.
4. Артемьева Р.П. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников.-М.: Наука, 2011.- 154 с.
5. Митрохин В.Р. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы М.: ВАКО, 2012. – 187 с.
6. Кононова С.В. Патриотическое воспитание в школе.- М.: МГУ, 2011.- 112 с.
7. Пашков А.В. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий.- Волгоград: Учитель, 2010- 169 с.
8. Прохоров А.В. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества.-М.: Просвещение, 2010.- 214 с.
9. Раева Е.В. Литературное наследие в патриотическом воспитании школьников.- М.: Наука, 2012.- 178 с.
10. Харламов В.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования.- М.: Просвещение, 2013.- 365 с.
11. Школина А.В. Патриотическое воспитание школьников.- М.: Наука, 2011.- 265 с.