Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу нужны образованные, высоконравственные, изобретательные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, ставить под сомнение существующие гипотезы, а также выдвигать новейшие идеи и методы их решения. Решать проблемы, применяя структуры и интеллектуальные стандарты, присущие мышлению.
Начинать развивать мышление ребенка следует с первых дней жизни: сначала дома, затем в детском саду и школе. По данным психологов, формирование мышления происходит интенсивно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте: так, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - уже на 80-90%.
Система образования призвана развивать критическое мышление, направлять учащихся на овладение творческими способами решения жизненных проблем, на самообразование и самовоспитания.
Исследователями В. Зинченко, А. Тюковым, В. Розиным признается факт, что учащийся может получить полноценное знание только при условии развития критического мышления. Поэтому необходимо перенесение акцента с информационного на смыслопоисковое обучение. Это требует изменение в подходах к процессу обучения, поиска более эффективных путей формирования критического мышления, оценки причин и смыслов происходящего.
Проблема развития мышления в образовательном процессе связывается с активизацией познавательной деятельности (Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина), развитием системного мышления (А.В. Кирьякова, Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С. Холл), формированием альтернативного мышления, потребности субъектов в исследовательской деятельности (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский; формированием исследовательской культуры личности (Т.Е. Климова, И.В. Носаева, В.А. Сластенин); выявлена эффективность научно-исследовательской деятельности в развитии профессионального мышления учителя (Л.А. Чистякова).
При всей безусловной значимости упомянутых исследований, проблема формирования критического мышления в педагогической науке представлена недостаточно. Так процесс обучения в системе общего образования был направлен на овладение обучающими обобщенным и систематизированным опытом социальной практики.
Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании критического мышления обучающихся.
Необходимость формирования критического мышления обучающихся обусловливает актуальность настоящего исследования: создание критичности мышления является одной из базовых форм подготовки к успешной жизнедеятельности в информационном и постинформационном обществе. Критичность мышления следует преднамеренно формировать на всех уровнях, начиная с первого класса школы, потом — в высшем учебном заведении и в разных учреждениях послевузовского образования.
Вышесказанное определяет проблему: как организовать у учащихся школы обучение математике так, чтобы эффективно формировать их критическое мышление. В рамках решения указанной проблемы была определена тема нашего исследования «Применение технологии развития критического мышления школьников в процессе обучения математике».
Объект исследования: критическое мышление у обучающихся
Предмет исследования: технология развития критического мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Цель исследования: Выявить методы и приёмы критического мышления обучающихся применяемые в процессе обучения математике.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическое содержание и структуру понятия «критическое мышление»;
2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование критического мышления у обучающихся в процессе обучения математике;
3. Проверить эффективность педагогических условий формирования критического мышления у обучающихся в процессе обучения математики.
Гипотеза исследования: использование технологии критического мышления на уроках математики повышает качество знаний и интеллектуальный уровень учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
1. Изучение и анализ педагогической, методической и математической литературы;
2. Наблюдения за работой обучающихся на уроках математике; анализ самостоятельных работ, учащихся;
3. Проведение эмпирического исследования применения развития критического мышления на уроках математике
Практическая значимость исследования. Данная работа поможет учителям начальной школы, работающим над развитием критического мышления учащихся на уроках математики. Разработанная система упражнений и уроков может быть использована как в процессе обучения, так и на занятиях по внеурочной деятельности и математических кружках по развитию критического мышления.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.
2.Бекешева, И. С. О возможности использования синквейна для формирования и развития критического мышления в процессе обучения теме «Многогранники» текст / И. С. Бекешева // Методист. – 2018. – №10. – С. 41–43.
3.Горленко, О. А. Формирование критического мышления обучающихся образовательных организаций текст / О. А. Горленко, Ю. А. Малахов, Т. П. Можаева. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2017. – 61 с.
4.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке текст / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.
5.Иванов, Д. А. Технология «Критическое мышление» в контексте реализации новых ФГОС текст / Д. А. Иванов. – Москва: Перспектива, 2018. – 52 с.
6.Макарова, Л. Н. Критическое мышление учащихся: способы саморазвития текст / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов, А. В. Королева. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – 95 с.
7.Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя текст / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 140 с.
8.Пуйлова, М. А. Развитие критического мышления младших школьников текст / М. А. Пуйлова, С. Л. Налесная, Н. И. Деменко. – Таганрог: Изд-во С. А. Ступина, 2016. – 94 с
9.Смолеусова, Т. В. Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании. методическая инновация текст / Т. В. Смолеусова // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С. 45–51.
10.Трошина, Г. В. Из опыта использования технологии развития критического мышления текст / Г. В. Трошина // Химия в школе. – 2017. – № 5. – С. 23–28.
11.Хачатрян, Э. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках МХК текст / Э. В. Хачатрян // Педагогика. – 2015. – № 6. – С. 55–60.
12.Хачатрян, Э. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках МХК текст / Э. В. Хачатрян // Педагогика. – 2015. – № 6. – С. 55–60.
13.Цукерман, Г. А. Диагностика критического мышления текст / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С. 15–30.
14.Чатфилд, Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение текст / Т. Чатфилд; пер. с англ.: Н. Колпакова. – М. Альпина паблишер, 2019. – 3
15.Шебалкова, С. О. О развитии критического мышления учащихся на уроках внеклассного чтения текст / С. О. Шебалкова //Литература в школе. – 2014. – № 2. – С. 38–41.
16.Широкова, Н. П. Развиваем критическое мышление через чтение и письмо текст / Н. П. Широкова, И. Ю. Кочешкова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 121 с.
17.Яковлева, С. В. Особенности применения технологии развития критического мышления в новационной работе педагога текст / С. В. Яковлева // Образование в современной школе. – 2018. – № 11/12. – С. 21– 23.