Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Всегда люди задавались вопросами происхождения вещей, их строением и родом. Так и ученые-геометры обратили на это внимание. Теперь каждый знает, что вокруг нас находится множество элементов геометрии. Знание геометрии необходимо во многих профессиях: строитель, инженер, дизайнер и др. Поэтому так важно изучать и понимать геометрию со школьных лет.
Для современных школьников геометрия важна, так как ее элементы можно встретить в других школьных предметах, каждый школьник сдает ОГЭ после 9 класса и ЕГЭ после 11-го класса. В ОГЭ имеются совершенно различные задания, нацеленные на знание геометрических понятий и умение решать геометрические задачи. В ЕГЭ за правильное решение геометрических заданий можно получить 8 баллов. Как показывают последние исследования результатов ЕГЭ и ОГЭ ФИПИ, геометрические знания школьников на порядок ниже алгебраических.
В.А. Гусев и Л.С. Атанасян пишут о важности решения задач при изучении курса геометрии. Л.С. Атанасян говорит, что «все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач». По мнению В.А. Гусева, индивидуальный подход важен при обучении, что сказано в концепции развития математического образования в РФ. Гусев уверен, что формирование учебно-познавательной самостоятельности у обучающихся оказывает значительное влияние на образовательный процесс: «В значительной степени отсутствие умений самостоятельной деятельности объясняется недоработками действующих учебников, где за учеников думают, делают выводы, решают, строят, выдвигают гипотезы и т.д.».
Тема исследования является актуальной, так как большой «пласт» теории геометрии изучается именно в 8 классе и задания на знание этой теории встречаются в государственном экзамене. Методическое обеспечение напрямую влияет на качество урока геометрии, а в следствии и успеваемости обучающихся в данном предмете. Методическое обеспечение поможет учителям правильно выстроить урок и добиться желаемых результатов.
Цель исследования: разработать методическое обеспечение геометрической подготовки обучающихся 8 классов, отвечающее современным требованиям.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 8 классах.
Предмет исследования: методическое обеспечение геометрической подготовки обучающихся 8 классов.
Задачи исследования:
1. Выявить подходы, обеспечивающие эффективность образовательного процесса на уроках геометрии на основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов;
2. Охарактеризовать требования к геометрической подготовке обучающихся 8 классов;
3. Провести анализ содержания геометрического материала и имеющегося методического обеспечения в 8 классе;
4. Разработать комплект методических материалов для обеспечения геометрической подготовки обучающихся 8 классов, отвечающий требованиям ФГОС.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты организации геометрической подготовки обучающихся 8 классов. Во второй главе проведен анализ организации геометрической подготовки обучающихся 8 класса в аспекте современных требований. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
1.1. Современные подходы к организации образовательного процесса на уроках геометрии
Геометрия занимает важное место в общем объеме знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в средней школе. Главная задача каждого преподавателя - не только дать учащимся определенный объем знаний, но и воспитать у них интерес к обучению.
Выбор методов и приемов является одной из главных задач деятельности учителей. В связи с быстрым развитием науки и техники существует острая необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс современных методов и подходов организации процесса обучения, которые адаптируются к потребностям современного общества [5, с. 162-187].
Цель обучения — стать добросовестным гражданином, а главное, личностью, способной самостоятельно и быстро решать проблемы.
Существует ряд подходов в современной дидактике, которые реализуются в процессе обучения геометрии. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Суть подхода заключается в том, что не учитель дает знания в готовом виде, а ученики добывают их самостоятельно в процессе обучения и исследовательской работы. Учитель только создает необходимые условия.
Реализация когнитивно-визуального подхода в процессе обучения учащихся математике позволяет сконструировать визуальную учебную среду - совокупность условий обучения, в которых акцент ставится на использовании резервов визуального мышления учащихся. Эти условия предполагают наличие, как традиционных наглядных средств, так и специальных средств и приемов, активизирующих работу органов зрения.
Одним из достоинств когнитивно-визуального подхода является то, что он учитывает индивидуальные особенности учащихся и, в частности, особенности работы левого и правого полушарий головного мозга. Сегодня вопрос о функциональной асимметрии полушарий головного мозга и особенно учет этой асимметрии в практике обучения математике становится все более актуальным.
Современные подходы в обучении геометрии: личностно-ориентированный подход, интерактивный подход, игровой подход, компетентностный подход. Все они опираются на наиболее благоприятное обучение учащихся.
Первый подход - личностно-ориентированный подход обучения означает, что внимание учителя сосредоточено на личности человека в целом, не только для того, чтобы заботиться о его интеллекте, гражданской ответственности, но и для того, чтобы заботиться о развитии духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими компонентами и возможностями развития.
Целью личностно-ориентированного образования является создание условий для полноценного развития у детей следующих функций на уроках геометрии: способность проводить расчёты; способность размышлять и оценивать предложенные варианты решений. При данном подходе учащиеся являются основными участниками всего образовательного процесса.
Вторым подходом являются интерактивные - это деятельность учащихся, связанная с изучением материалов в интерактивных курсах. Основным содержанием интерактивного метода на уроках геометрии являются интерактивные упражнения и задания, выполняемые учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений от обычных заданий заключается в том, что они предназначены не только для закрепления изученных материалов, но и для изучения новых материалов. В этом методе можно выделить следующее:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Учебники, учебные пособия, монографии
4. Бортаковский А.С. Аналитическая геометрия в примерах и задачах: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2019. - 208 c.
5. Горлач Б.А. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: Учебник. - СПб.: Лань, 2017. - 300 c.
6. Зимина О.В. Использование учебно-методических комплексов на уроках геометрии: Учебный комплекс для вузов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 157 c.
7. Ильин В.А. Геометрия в УМК. - М.: Физматлит, 2017. - 224 c.
8. Канатников А.Н. Аналитическая геометрия. - М.: Academia, 2021. - 464 c.
9. Канатников А.Н. Геометрия в средне школе: Учебное пособие. - М.: Академия, 2018. - 304 c.
10. Михалев А.А. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: Учебное пособие. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
11. Морозова Е.А. Геометрия и ее содержание на уроках восьмых классов. Методическое пособие. - М.: МЦНМО, 2021. - 96 c.
12. Новиков А.И. Основы линейной алгебры и аналитическая геометрия. - М.: Физматлит, 2021. - 376 c.
13. Опойцев В.И. Школа Опойцева: Аналитическая геометрия и линейная алгебра. - М.: Ленанд, 2021. - 256 c.
14. Орлова И.В. Использование методичка х комплексов в обучении геометрии. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 370 c.
15. Постников М.М. Геометрическая прогрессия. - М.: Ленанд, 2019. - 752 c.
Публикации в периодической литературе
16. Золотаревская Д.И. Аналитическая геометрия и ее роль // Обучение в школе. - 2016. – С. 320-384.
17. Климов А.С. Лекции по геометрии с использованием УМК // Роль школы. - 2021. – С. 390-416.
18. Клопов М.И. Аналитическая геометрия // Сборник педагогических терминов. - 2021. – С. 187-304.
19. Привалов И.И. Аналитическая геометрия // Математика и ее роль. - 2016. – С. 145-312.
20. Фиников С.П. Курс лекций по геометрии восьмых классов // Особенности геометрии. - 2019. – С. 154-328.
21. Шашкина М.Б., Табинова О.А. Проблемы реализации преемственности математической подготовки в школе и вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2013. – С. 128-132.
22. Шашкина М.Б. Дефициты математической подготовки обучающихся общеобразовательной школы // Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. – 2021. – С. 1-4.
23. Шашкина М.Б. ЕГЭ 2020 в условиях пандемии: разбор заданий // Математика в школе. - 2020. - № 7. - С. 3–11.