Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня наше общество делает социальный заказ образовательной организации на подготовку мыслящих личностей, которые обладают творческой инициативой, широким кругозором и прочными знаниями. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
Сама образовательная организация в условиях совершенствования образовательной системы находится в поиске того ресурса, который бы позволил выполнить этот общественный заказ.
Внеурочная деятельность имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она развивает не только творческую активность, самостоятельность, даёт выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников, но и является логическим продолжением учебной работы.
Учебные занятия регламентированы временем, а поэтому внеурочная деятельность, может способствовать повышению мотивации школьников к учебной деятельности.Развитие мотивации пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования.
Научная разработанность исследуемой темы. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В.)
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн.др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Понятия «внеурочная деятельность» и «мотивация» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории по развитию мотивации и составляются программы по внеурочной деятельности, разрабатывается понятийный аппарат различных концепций, но влияние внеурочной деятельности на развитие мотивации описано мало.Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других.
Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью развития мотивации у младших школьников и недостаточным вниманием к данному процессу во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности влияния внеурочной деятельности на развитие мотивации младших школьников?
Объект исследования: развитие мотивации у младших школьников.
Предмет исследования: особенности внеурочной деятельности в развитии мотивации у младших школьников.
Цель исследования: изучить влияние внеурочной деятельности на развитие мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что внеурочная деятельность может оказывать влияние на развитие мотивации младших школьников, если учтены такие особенности, как:
- удовлетворение потребностей в приобретении новых знаний, умений, навыков, компетенций;
- создание условий для развития творческого потенциала посредством различных форм, видов, способов деятельности;
- учет индивидуальных возможностей и способностей через разнообразие направлений внеурочной деятельности;
- ориентир на воспитательные результаты.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятий «внеурочная деятельность» и «мотивация», «развитие мотивации» младших школьников;
охарактеризовать особенности внеурочной деятельности в развитии мотивации младших школьников;
выявить влияние внеурочной деятельности на развитие мотивации у младших школьников;
изучить уровни развития мотивации у младших школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мотивации у младших школьников через внеурочную деятельность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследовательской работы, изучение педагогического опыта; синтез, обобщение; наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы качественной и количественной обработки данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
1.Теоретические аспекты мотивационной сферы учения
1.1.Мотивационная сфера личности: теоретический обзор
Человек в процессе жизнедеятельности проявляет различные виды активности, которые оказываются детерминированными целыми системами факторов. Чтобы понять источники и закономерности побуждения человека к тому или иному поведению, целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть такое понятие, как «мотивационная сфера личности». С точки зрения И.П. Ильина, мотивационная сфера – это вся имеющаяся у данного человека совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей, целей, желаний, интересов, паттернов поведения [2].
При этом к данной подструктуре личности относятся не только актуальные мотивационные образования, но и потенциальные. Иными словами, мотивационная сфера представляет собой целостную систему составляющих ее структур, которые, появляясь эпизодически, постоянно сменяют друг друга.
Мотивационной сфере личности присущи некоторые характеристики.
1. Широта. Это качественное разнообразие мотивационных факторов, которыми руководствуется человек в своем поведении. Причем ключевую роль играет не только количество этих мотивационных факторов, но и их содержание.
2. Иерархизированность. Это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, установки или другого мотивационного образования, в соответствии с чем одни диспозиции играют доминирующую роль в формировании мотива, а другие – второстепенную, подчиненную.
3. Гибкость. Это разнообразие средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. Р.С Немов трактует данную характеристику как возможность замещения одной цели другой [2].
Мотивационная сфера личности тесно связана с понятием «мотивация». При этом мотивация как психическое явление на сегодняшний день трактуется по-разному. Приведем наиболее часто встречающиеся формулировки данного понятия.
Итак, мотивация – это: ‒ совокупность поддерживающих и направляющих факторов, так или иначе определяющих поведение человека; ‒ совокупность мотивов; ‒ побуждение, которое вызывает активность организма, определяя при этом ее направленность; ‒ процесс психической регуляции той или иной деятельности; ‒ процесс действия мотива; ‒ механизм, который обуславливает возникновение, направление и способы осуществления определенных видов деятельности; ‒ целостная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Итак, мы видим, что попытки дать определение понятию «мотивация» ведутся в рамках двух направлений. В первом случае мотивация трактуется как система факторов, детерминирующих поведение, рассматривается с позиции ее структуры и составляющих компонентов: потребностей, целей, уровня притязаний, идеалов, условий деятельности, мировоззрения, убеждений, направленности. С этой точки зрения, само понятие «мотивация» может быть рассмотрено как синоним понятию «мотивационная сфера личности». Во втором случае мотивация рассматривается как процесс, поддерживающий поведенческую активность, как механизм возникновения и реализации имеющихся мотивов, то есть как динамичное, а не статичное, образование.
При этом А.А. Файзуллаев говорит о существовании пяти этапов мотивационного процесса: возникновение и осознание побуждения, внутреннее «принятие» мотива, реализация мотива, закрепление мотива, актуализация потенциального побуждения [3].
Различают внешнюю (экстринсивную, ситуационную) и внутреннюю (интринсивную, диспозиционную) мотивацию. Суть различий между этими двумя видами мотиваций состоит в том, что первая обуславливается внешними условиями и обстоятельствами, а вторая – личными диспозициями человека: потребностями, интересами, установками, влечениями, желаниями [2].
В.Г. Асеев говорит также о двумодальности мотивации. В ситуации предвкушения удовлетворения той или иной потребности возникает положительная мотивация, в случае же планирования деятельности как субъективно неприятной формируется отрицательная мотивация, сопровождающаяся негативными эмоциональными переживаниями [1].
Мотивация является одной из значительных проблем и отечественной, и зарубежной психологии. Ее важность для разработки современной психологии возникает в связи с анализом источников человеческой активности, сил побуждения к деятельности, поведения.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Все участники образовательного процесса стремятся к тому, чтобы младшие школьники хорошо учились, интерес и желание руководили ими в занятиях на уроке и вне его.Но часто педагоги и родители в отношении младшего школьника говорят: «Не хочет учиться». Это случай, когда у него не сформированапотребность в знаниях, отсутствует интерес к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс, который длится долго, требует кропотливости и, что самое главное, целенаправленности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 1984.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 1984.
3. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.В. Архиреева // Культурноисторическая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 38—47
4. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. [Текст] / В.Г.Асеев // М., 1976. - 223 с.
5. Березовин, А.Н. Учитель и детский коллектив [Текст] / Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский. // Минск: БГУ, 2005.- 213 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И.Божович // СПб.: Питер, 2011. 398 с
7. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. [Текст] / Л.И.Божович // – М., 1968.
8. Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 36—48
9. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы [Текст] / Т.О.Гордеева, О.А. Сычев, М.В. Лункина // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 32—42
10. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» [Текст] / Т.О.Гордеева, О.А. Сычев // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96— 107
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Шепелева Е.А. Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников [Текст] / Т.О.Гордеева, О.А. Сычев // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15—26.
12. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов // М., Владос, 2010. -233 с.
13. Гринько, А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / А. И. Гринько // Родная школа. -2013. -№ 5. - с. 72-75
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. // М.: Просвещение, 2013. – 506 с.
15. Денисенкова Н.С, Исследование учебной мотивации первоклассников в различных образовательных средах [Текст] / Н.С. Денисенкова // Психология образования Серия: Психологическая наука и образование. 2020. Т.25. № 1C. 5—15
16. Дошкольный и младший школьный возраст. Особенности учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (дата обращения: 23.03.2021)
17. Елфимова, Н.В. Функции эмоций в создании мотивационного компонента деятельности [Текст] / Н.В. Елфимова // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. - М., 1997. – 140 с.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. // СПб.: Питер, 2012. - 508 с.
19. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций [Текст] /А.Н. Леонтьев. // М., 1991.- 453 с.
20. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2012. - 116 с.
21. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. // СПб: Питер, 1996.- 204 с.
22. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. [Текст] / Н.В.Нижегородцева //М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 256 с.
23. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 100—113
24. Нисская А.К. Дошкольная образовательная среда как фактор психологической адаптации ребенка к школе / А.К, Нисская // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 15. С. 273—278.
25. Прудникова Т.А., Поскакалова Т.А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. № 2. С. 67—82
26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина // М.: Просвещение, 2012. – 287 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
28. Щербакова С.А. Образовательная среда как фактор учебной мотивации / С.А. Щербакова // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. Ч. I. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. С. 180—183
29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] /Д.Б. Эльконин // М., «Вента», 2004
30. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. [Текст] / П.М. Якобсон // М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 2008.