Фрагмент для ознакомления
2
2. Экспериментальная работа по развитию словесно-логического мышления младших школьников при обучении математике с использованием цифрового образовательного ресурса
2.1 Модель развития словесно-логического мышления младших школьников на математическом материале с использованием цифровых интерактивных упражнений
Необходимость ориентации системы начального математического образования на интеллектуальное развитие школьника, на формирование у него основ логического мышления отмечается в концепции учебного предмета «Математика», в образовательном стандарте учебного предмета «Математика», в учебной программе по данной дисциплине
Использование учителем цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.
Цифровые образовательные ресурсы – это учебный, содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой форме.
Рассмотрим модель развития словесно-логического мышления младших школьников на математическом материале с использованием цифровых интерактивных упражнений.
Модель, целью которой является развитие словесно-логического мышления у младших школьников с использованием цифровых интерактивных упражнений, разрабатывалась в рамках программы ФГОС. Наш выбор был аргументирован тем, что на занятиях с использованием цифровых интерактивных упражнений можно задействовать более обширный спектр заданий, ориентированных на развитие словесно-логического мышления.
Тип проект долгосрочный, исследовательский.
Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.
Основная цель: создание условий для развития логического мышления обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием цифровых интерактивных упражнений.
Задачи обучения:
– обеспечить необходимый уровень развития словесно-логического мышления учащихся младших классов;
– способствовать формированию у школьников теоретического подхода к решению задач и проблемных ситуаций;
– обеспечить овладение учащимися знаниями элементов логики и теории множеств, и освоение соответствующих умений и навыков;
– способствовать развитию памяти, внимания и творческих возможностей учащихся;
– способствовать повышению учебной мотивации;
– добиться овладения учащимися навыками работы на компьютере;
– закреплять умение анализировать и составлять задачи;
– развивать логическое мышление, математическую речь, навыки самоанализа и самоконтроля.
Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальная работа, работа в парах.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
Преимущества:
– значительно повышается уровень развития словесно-логического мышлениям во время непосредственно образовательной деятельности;
– компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка;
– решение поставленных развивающих задач осуществляется в более короткие сроки.
Направления инновационного проекта: педагогическое и организационное.
Предмет инновационного проекта: использование компьютерных программ в процессе развития словесно-логического мышления.
Цель - диалог не ради взаимодействия детей, а взаимодействие детей ради выявления и реализации их индивидуальных возможностей и потребностей. Для этого необходимо руководствоваться соответствующими принципами.
1. Принципы индивидуализации программ, темпа, путей (это возможно, когда ребенок взаимодействует с различными партнерами).
2. Принцип взаимодействия всех со всеми.
3. Принцип самоуправления (дети вовлечены в планирование, организацию, управление учебным процессом).
4. Принципы сведения групп.
Таблица 2.1 – Принципы интерактивной работы
Одновременное взаимодействие все учащиеся работают в одно и то же время
Одинаковое участие
все учащиеся работают в одно и то же время
Позитивное взаимодействие Группа выполняет задание при успешной работе каждого учащегося
Индивидуальная ответственность При работе в группе у каждого ученика свое задание
Таким образом, интерактивное обучение – это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой – обеспечение комфортных условий, при которых каждый учащийся чувствовал бы свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения, исключение доминирования одной мысли перед другими, существование готовых способов деятельности. Пути интеграции интерактивных технологий в учебных процессах практически не ограничены.
Для решения поставленных задач обратилась к дополнительным материалам. В настоящее время появились ряд вариативных программ, учебно-методических пособий и разработок планов-конспектов.
Предлагаемая модель развития словесно-логического мышления младших школьников основан на принципах: научности, доступности, систематичности и последовательности, приоритета формирования общеинтеллектуальных умений, цикличности, индивидуального подхода, преемственности, открытости и инвариантности, творческой самореализации и активизации познавательной деятельности учащихся.
Для эффективного применения модели на уроках математики необходима четко продуманная логика занятия; преемственность этапов урока; активная позиция обучающихся:переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям; формирование умений ставить цель, определять имеющиеся ресурсы для решения задачи, делать выводы, работать в группе. С помощью модели математика из сложной и зачастую абстрактной области превращается в область увлекательных экспериментов с числами, функциями и процессами.
При использовании образовательной модели создаются реальные условия для повышения мотивации, побуждающие обучающихся к активизации познавательной деятельности. Такими условиями могут быть: совместная продуктивная деятельность, использование ресурсов сети Интернет, создание социально значимого продукта, публичная презентация, само и взаимооценивание и т.п.
Содержание программы модели включает в себя три составляющих:
– решение логических задач с целью формирования теоретического, обобщенного подхода к анализу проблемных ситуаций;
– введение элементов логики: оперирование признаками предметов и объектов; сравнение предметов; сериация; классификация; обобщение; умозаключения и простейшие доказательства;
– работа с компьютером: освоение знаний, умений и навыков работы с ЭВМ, формирование пользовательской культуры (умение использовать компьютер как средство собственного развития).
В курсе развития словесно-логического мышления младших школьников на математическом материале с использованием цифровых интерактивных упражнений компьютер используется в целях повышения учебной мотивации и развития операций анализа, моделирования, рефлексии. Работа с компьютером способствует развитию словесно-логического мышления учащихся вследствие того, что принципы аппаратного функционирования и программного обеспечения ЭВМ основываются на законах математической логики. Для проведения занятий по курсу подобраны обучающие и игровые программы, соответствующие содержанию курса, разработана методика работы с ними.
Поскольку основной целью является развитие системного мышления, наиболее оптимальным контингентом для этого считаем 4 класс, поскольку именно в программе по математике для 4 класса значительное количество часов отводится именно на материал, связанный с логическими операциями, алгоритмическим мышлением и пр. То есть, разработанную модель можно будет внедрить непосредственно в образовательный процесс в рамках программы.
Обучение математике ведётся по следующим содержательным линиям:
– «Числа и величины»,
– «Арифметические действия»,
– «Текстовые задачи»,
– «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
– «Геометрические величины»,
– «Работа с информацией».
Таблица 2.2 – Учебно-тематическое планирование
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) / Министерство образования Российской Федерации. Москва, 2019. 99 с.
2. Аминов И. Б.,Основные задачи и эффективность использования интерактивных методов на уроках математики // Научный журнал. 2018. №3 (26).
3. Гималетдинова К. Р. Использование социальных сервисов WEB 2.0 для развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников / К. Р. Гималетдинова, И. В. Арябкина // Эпоха науки. - 2019. - С. 110-114
4. Давлетшина Л. Х. Возможности онлайн-сервисов при формировании цифровых навыков младших школьников / Л. Х. Давлетшина // Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации. - 2019. - С. 217-220
5. Евдокимова А.М. Интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе // Инновационная наука. 2018. №12.
6. Жалнина, Л. А. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения [Электронный ресурс] / Л. А. Жалнина, Т. Н. Жалнина // Концепт : электрон. журн. - 2016. - Т. 15. - С. 1261-1265.
7. Жигулина, О. В. Использование информационных технологий на уроках математики / О. В. Жигулина, Н. Г. Турусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 435-437
8. Идрисова Ж. В. Использование цифровых ресурсов и сервисов в системе веб-образования / Ж. В. Идрисова, Л. С. Идигова, М. В. Вагапова, М. И. Кудусова // Инженерный вестник Дона. - 2019. - № 1 (52)
9. Киричек К.А., Торосян Д.С. Применение цифровых сервисов на уроках математики в начальной школе // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8. № 1 (19). С. 57-64
10. Котова С. А. Электронные образовательные ресурсы в начальной школе / С. А. Котова, О. В. Зуденкова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2 (46). - С. 117-122.
11. Орешко С. А. Инновационные педагогические технологии: активные и интерактивные методы обучения // Проблемы науки. 2019. №9 (45).
12. Торосян Д.С. Цифровые сервисы на уроках математики в начальной школе // Молодежь и образование XXI века.2021. С. 127-130.
13. Цифровая школа: специализированное программное обеспечение в предметной учебной деятельности: учебно-методическое пособие / К. А. Киричек, О. В. Пелих, А. С. Редванов, О. Х. Шаяхметов. - Ставрополь: Изд-во "Тимченко О.Г"., 2020. - 102 с.