Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в России по ряду причин наблюдается тенденция роста числа детей и людей с задержкой психического развития. Категория таких детей крайне неоднородна, но их общим признаком является нарушение или отставание в развитии. В условиях модернизации образования особое значение приобретает вопрос создания оптимальных условий для развития, воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития – это дети с различными отклонениями в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики, со значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
У дошкольников с задержкой психического развития недостаточно развиты познавательные процессы, поэтому планируемая педагогом работа носит коррекционно-развивающий характер - становление всей системы воспитания данной группы детей требует разработки новых, а главное, эффективных, комплексных, коррекционно-воспитательных методов. Особое внимание следует уделить формированию познавательной сферы у таких детей. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
Для детей с задержкой психического развития характерно, что их познавательная активность ниже, чем у нормально развитых детей того же возраста. Это свидетельствует о том, что специфические когнитивные расстройства у детей с ЗПР характеризуются ограниченным и фрагментарным восприятием окружающего мира, низкой способностью к получению и обработке когнитивной информации, несогласованностью формирования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями и недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения. Об этом свидетельствуют исследования Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, М. С. Певзнера, Г. Е. Сухаревой и др. Следовательно, есть основание полагать, что у детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения психического развития, требующие специальных целенаправленных коррекционных действий.
Объект исследования – познавательная активность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности развития познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития в процессе ознакомления с целостной картиной мира.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что уровень развития познавательной активности у дошкольников с задержкой речевого развития низкий.
Цель исследования – разработать цикл занятий по развитию познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития в процессе ознакомления с целостной картиной мира.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе;
2. изучить особенности развития познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития;
3. рассмотреть методы и приемы развития познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития в процессе ознакомления с целостной картиной мира;
4. провести диагностику развития познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития;
5. разработать цикл занятий по развитию познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития в процессе ознакомления с целостной картиной мира.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
2. эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
3. методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что собранный теоретический материал может использоваться в работе с детьми с ЗПР в практической деятельности педагогов в условиях ДОУ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика может применяться в работе с детьми с ЗПР в практической деятельности педагогов в условиях ДОУ.
База исследования:
Структура работы: введение, 1 глава, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития в процессе ознакомления с целостной картиной мира
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Вопрос о формировании познавательной активности является одним из самых актуальных на сегодняшний день. Уровень познавательной активности во многом определяет эффективность дальнейшего обучения ребенка.
Изучение педагогической и психологической литературы свидетельствует о существовании многочисленных определений терминов «активность» и «познавательная активность».
Так, по мнению А. Н. Леонтьева, активность – понятие, которое указывает на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних раздражителей [13].
Слово «активность» в словаре русского языка С.И. Ожегова даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. Непосредственно в литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность» [19].
Г. С. Костюк различает активность в общебиологическом смысле и активность человека как ее важнейшую особенность – способность изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями, взглядами, целями [11].
Рассмотрев точки зрения авторов на понятие «активность», целесообразно изучить понятие «познавательная активность».
В психолого-педагогической науке нет единства в понимании феномена познавательной активности в дошкольном возрасте. С точки зрения педагогики, определение познавательной активности, которое дано в современном словаре по педагогике «это свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [25, с. 162].
Г.И. Щукина говорит: «Познавательная активность – это свойство личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью школьника» [29].
М. А. Данилов, понимал под познавательной активностью что это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания» [8, с. 73].
Познавательная деятельность, согласно мнению А.В. Леонтович, «является специально организованной, познавательной творческой деятельностью учащихся, по своей структуре данная деятельность соответствует в некоторой степени научной деятельности, ведь основными характеристиками учебной исследовательской деятельности являются такие аспекты, как наличие ее целенаправленности, активности, предметности, мотивированности и сознательности, результат данной деятельности - формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, учащихся» [12, с. 25].
Рассмотрев понятия «активность» и «познавательная активность» в понимании разных авторов, можно сделать вывод, что познавательная активность представляет действие эмоционального отношения ребенка к процессу и результату познания. Это проявляется в желании учиться, преодолевая определенные трудности на пути приобретения знаний, прикладывая наибольшее количество волевых усилий, энергии в умственном труде.
На сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, даже, несмотря на существенное внимание к данной проблеме.
В работе Т.А. Яниковой познавательная активность представлена следующими структурными компонентами: мотивационным (мотивы, стимулирующие энергичную познавательную деятельность), ориентационным (четкое представление цели и задач деятельности, планирование путей их решения, осознание достигаемых результатов), содержательно-организационным (определенным содержанием познавательного материала и технологиями его постижения), эмоциональным (влияние на субъекта познания с целью развития необходимых личностных качеств и познавательной активности) и оценочным (оценка и анализ результатов деятельности) [30].
Ш. А. Амонашвили, исходя из структуры деятельности, выделяет такие компоненты познавательной активности как: мотив, являющийся движущей силой активности, объект познания, имеющий дидактически организованную форму, методы и средства действия с объектом для его усвоения, посредническая роль учителя между познавательными силами ученика и объектом усвоения, а так же результат познавательной активности [2].
Исследователь О.Г. Шишкова, опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, определила следующие структурные элементы познавательной активности: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и оценочно-коррекционный [28].
Изучив взгляды в работах ученых, на структурные компоненты познавательной активности, можно выделить наиболее общие, которые объединяют все точки зрения исследователей. Структура познавательной активности включает в себя мотивационный компонент, отвечающий за мотивацию к учебной деятельности, когнитивный, подразумевающий под собой наличие знаний по учебному предмету, деятельностный, определяет способность на основе, знаний и навыков выполнять учебные действия.
В целом следует отметить, что субъект познания обладает ярко выраженной познавательной активностью, во-первых, с обостренным стремлением к осмыслению ранее неизвестной информации и ее ценности с точки зрения собственного развития и профессионального прогресса, во-вторых, проявлением изобретательности в исследовании и выборе средств, приносящих ожидаемый результат, в-третьих, наличие волевых усилий и внимания к объекту познания. Для него также характерна активная мыслительная деятельность и стремление уйти от стереотипов, появление инициативы, самостоятельности и стремления эффективно разбираться в окружающем мире.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982. – 325 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни : Трактат о нач. ступени образования, основ. на принципах гуманно-личност. педагогики / Ш. А. Амонашвили. - М. : Издат. дом Ш. Амонашвили, 2000. - 141 с.
3. Балханов В.А. Реализация принципов фундаментализации образования в преподавании русской литературы // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipov-fundamentalizatsii-obrazovaniya-v-prepodavanii-russkoy-literatury (дата обращения 20.05.22).
4. Борсяков Ю.И. Философские основания феномена повседневности. – СПб.: Питер. – 2019. – 290 с.
5. Винникова, E.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Винникова. – М. : Уч. пособие, 2004. – 239 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Афина. – 2018. – 287 с.
8. Данилов, М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов / М. А. Данилов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73–95
9. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
10. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного образования. – М.: Просвещение. – 2019. – 137 с.
11. Костюк, Г. С. Избранные психологические труды / Г. С. Костюк; Под ред. Л. Н. Проколиенко; АПН СССР. - М. : Педагогика, 1988. – 301 с.
12. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
13. Леонтьев, А. А. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" - Москва : Смысл, 2000. - 512 с.
14. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Наука. – 2020. – 369 с.
15. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
16. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности. – М.: Наука. – 2000. – 351 с.
17. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
18. Обучение детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Власовой и др. - М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
19. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1984. - 797 с.
20. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
21. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии -1987 - №10. - С.21-23.
22. Поддубная, Н. Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (19.00.10) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : [б. и.], 1976. - 20 с.
23. Поштарева Т.В., Грибова Е.П. Структура познавательной активности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1
24. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста : Дис. канд. Пед. наук (13.00.07): / С.В. Проняева, - М.: 2001. - 296 с.
25. Психолого-педагогический словарь-справочник : [для студентов негуманитарных вузов, изучающих курс "Педагогика и психология", а также обучающихся по специальности "Профессиональное обучение"] / [сост. Лобейко Ю. А., Борозинец Н. М.]. - Москва : Народное образование ; Ставрополь : АГРУС, 2004. - 255 с.
26. Чанышев А.Н. Начало философии. – М.: Издательство Московского университета. – 1982. – 182 с.
27. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
28. Шишкова, О. Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников : На примере изучения иностранного языка : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2006. - 20 с.
29. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
30. Яникова Т. А. Развитие познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2014.- №5. - URL: http://cyberienmka.m/artide/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-5-9-klassov-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 20.05.2022).