Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение вещей и предметов окружающих человека в повседневной жизни, рисование натюрморта дает возможность использовать ранее полученные знания перспективы, навыки построения предметов на плоскости, приобретенные умения выявлять объемные формы светотенью и передавать материальную фактуру предметов.
Рисунок натюрморта - это сложный процесс, в него входит передача пространственной среды и сложности самих предметов и вещей, прежде всего разнохарактерности формы объектов, имеющих различную структуру материала (стекло, керамика, гипс, дерево, ткани различных фактур, предметы орнаментального декора).
Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.
Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра - Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.
Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.
Объектом исследования является изучение истории натюрморта, его особенности, модель и средства выполнения.
Предметом исследования выступает – натюрмортная постановка и образующие ее предметы, составляющие натюрморт объекты.
Цель курсовой работы – рассмотреть натюрморт как жанр изобразительного искусства и применяя живописные средства масляной живописи, более глубоко изучить натюрмортный жанр.
Задачи курсовой работы обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:
– изучить литературу по проблеме исследования;
– охарактеризовать историю развития натюрморта;
– определить особенности выбранного жанра;
– описать модель выполнения и средства натюрморта.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ НАТЮРМОРТА
1.1 История натюрморта как жанра
Натюрморт - живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.
Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки, двери, мебель[2].
До XVI-XVII века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства, созданных в других жанрах. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, убитой дичи на картинах с охотниками.
Первой известной работой, которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 - 1516). Вид с куропаткой, латной рукавицей и арбалетным болтом, известный также как «мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. В это время де Барбари работал при дворе саксонского курфюста Фридриха III.
Выделяют отдельный поджанр натюрморта - ванитас (от латинского vanitas - суета, тщеславие), где центральным предметом композиции является человеческий череп. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» (Еккл. 1:2) - именно этот библейский стих является лейтмотивом всех натюрмортов ванитас. Иногда череп изображали на обратной стороне портрета.
Таким образом, мастера эпохи барокко аллегорически изображали быстротечность жизни и смертность человека. Первым голландским натюрмортом кисти Якоба де Гейна считается именно «Vanitas» (1603). Жанр ванитас был настолько популярен, что нашел свое отражение и в литературе: Уильям Шекспир отобразил его в трагедии «Гамлет» (1600 - 1601), дав в руки Гамлету череп Йорика.
Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке, чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов, чему немало способствовали ванитас.
И если череп был явным напоминанием о смерти, то ростки зерен символизировали жизнь, цветы - любовь, а фрукты - плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так, гниющие фрукты олицетворяли старение, яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении, а сливы или персики символизировали эротику и секс. Символизм был настолько распространенным явлением, что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники, которые издавались достаточно большими тиражами.
Жанр натюрморта быстро развивался, сопровождая научные достижения и географические открытия. На картинах изображали различные редкости - предметы быта и растения, посуду и фрукты, технологию изготовления различных предметов.
Первый тип натюрморта изображает вещи, принадлежащие некоему владельцу, и характеризуется достаточно свободной, естественной композицией. При этом предметы, изображенные на картине, являются косвенной характеристикой их хозяина.
Второй тип натюрморта изображает предметы как самоценные вещи. Нарочитая, выставочная композиция призвана подчеркнуть декоративность изображения.
В 1620-х годах Голландия превратилась в центр торговли экзотическими тюльпанами. Это привело к развитию жанра «цветочный натюрморт». Главными мастерами, работавшими в этом жанре, были Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем.
Цветочные натюрморты пользовались большой популярностью не только в Голландии, но и по всей Европе: луковицы тюльпанов были настолько дороги, что позволить их себе мог не каждый. А вот купить картину с роскошным букетом, радующим глаз долгие годы, было куда выгоднее. К тому же нередко получить в реальности букет, изображенный на картине, было невозможно: художники собирали в единые композиции растения, цветущие в различное время[16].
Изображение накрытого стола - еще один вид голландского натюрморта, популярного в XVII веке. На картинах изображали блюда, подаваемые традиционно к завтраку - сыр и булочки, фрукты, ветчину, сосуды с пивом. Более зажиточные горожане могли себе позволить полюбоваться изображениями пирогов и дичи, омаров, креветок и вина. О многом свидетельствовала посуда: изящное стекло (символизировало хрупкость), серебро (богатство), китайский фарфор (чистота). Ступка и пестик символизировали женское и мужское начала, пустой бокал означал смерть, а наполненный наполовину - умеренность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтапов, М. В. Всеобщая история искусств [Текст]: учебное пособие для учащихся педучилищ / М.В. Алтапов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 598 с.
2. Беда, Г.В. Живопись [Текст], – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
3. Бенуа, А. Н. Русское искусство XVIII - XX веков /А. Н. Бенуа. - М.: Яуза, Эксмо, 2014. - 554с.
4. Болотина И. С. Натюрморт. Большая Советская энциклопедия. - 2016. - С. 51.
5. Веймарн, Б. В., Колпинский, Ю. Д. Всеобщая история искусств / Б. В. Веймарн, Ю. Д. Колпинский. - М.: Искусство, 2016. - С. 23-25
6. Воякина, С. М. Русское изобразительное искусство и архитектура /С. М. Воякина. - М.: Книга, 2010. - 150с.
7. Дурасов, А. П. Натюрморт. Учебное пособие для студентов художественно - графических факультетов педагогических институтов [Текст], – М.: Прест, 2014. – 152 с.,
8. Звездина, Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа /Ю. Н. Звездина. - М.: Наука, 2017. - 160с.
9. Капланова, С. От замысла и натуры к законченному произведению: Суриков, Врубель, Петров-Водкин /С. Капланова. - М.: Изобр. Иск-во, 2011. С. 140-200с.
10. Кашекова, И. Жанр натюрморта /И. Кашекова // журн. «Искусство в школе». - 2013. - №5. - С. 3-15.
11. Кашекова, И. Жанры в искусстве. Натюрморт /И. Кашекова // журн. «Искусство в школе». - 2014. - №1. - С. 16-24.
12. Корзухин, А. Натюрморт сегодня /А. Корзухин // журн. «Творчество». - 2013. - №7. - С. 4-10.
13. Левидова, М. М. Натюрморт /М. М. Левидова. - М.: Сов. Худ-к, 2013. - 15с.
14. Лотман, Ю. М. Натюрморт в перспективе семиотики /Ю. М. Лотман. - С.-П.: Академический проект, 2012. - С. 340-348.
15. Обухов, В. М. История жанров. Натюрморт /В. М. Обухов. - М.: Аст-Пресс, 2012. - 215с.
16. Петрова, О. О натюрморте /О. Петрова // журн. «Творчество». - 2019. - №7. - С. 24-25.
17. Ракова, М. М. Русский натюрморт конца XIX нач. XX вв. /М. М. Ракова. М.: Искусство, 2016. - 150с.
18. Шитов, Л. А., Ларионов, В. Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства [Текст], – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.
19. Ягодовская, А. Т. О натюрморте /А. Т. Ягодовская. - М.: Сов. Худ-к, 2015. - 70с.