Фрагмент для ознакомления
2
Восприятие является одной из основных категорий, рассматриваемых в психологии. Это один из познавательных психических процессов (помимо мышления, внимания, ощущения, воображения, памяти и представления).
Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, событий и ситуаций, возникающее при условии воздействия физических раздражителей на рецепторы человека.
Процессы восприятия у человека и животных различны. Это связано с разными уровнями развития психики, обусловленными ходом филогенетического развития.
В частности, человек и животные по-разному способны воспринимать самих себя, уровень самосознания у них кардинально отличается.
Меняются и подходы к изучению особенностей восприятия у человека и животных. Если раньше восприятие изучалось в контексте только зрительных ощущений (в исследованиях с животными был распространен так называемый тест с зеркалом), то сейчас все больше авторов стремятся предлагать альтернативные методические приемы выявления способности к самоузнаванию.
К примеру, начинает исследоваться феномен распознавания собственных химических следов на окружающих объектах – так называемое «olfactory mirror».
Также относительно недавно исследователи начали уделять внимание феномену body-awareness — способности животных учитывать отношения собственного тела с объектами окружающей среды и воспринимать свое тело как препятствие для решения различных задач.
Данная работа направлена на понимание особенностей восприятия себя и границ своего тела у человека и животных, а также на изучение современных исследований в этой области.
Цель работы – Рассмотреть особенности восприятия себя и границ собственного тела у человека и животных.
Задачи:
- дать определение восприятию, рассмотреть и охарактеризовать его основные свойства;
- рассмотреть особенности восприятия себя и границ собственного тела у человека;
- рассмотреть особенности восприятия себя и границ собственного тела у животных.
1.Понятие восприятия и его свойства
1.1 Понятие восприятия
Восприятие представляет собой один из познавательных психических процессов, рассматриваемых в психологии. Помимо восприятия к психическим познавательным процессам относятся также мышление, внимание, ощущение, воображение, память и представление.
Как понятно из практики, человек воспринимает всю окружающую его действительность не как сумму отдельных ощущений, а как совокупность предметов и свойств, их отношение. Восприятие и есть совокупность этих ощущений: «Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности» [1, с. 86].
В Большом психологическом словаре под редакцией Мещерякова Б. и Зинченко В. дано такое определение этому понятию: «Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»)» [3].
Восприятие – сложный механизм, в результате которого происходит познание того, что в данный момент воздействует на человека. Поскольку каждый из воспринимаемых нами объектов обладает разными свойствами (запахом, цветом и формой, звуками), то, как правило, в акте восприятия участвуют сразу несколько анализаторов. Однако, в зависимости от того, какой анализатор в данном случае является ведущим, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.
Восприятие очень близко к понятию ощущения: «Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира.
Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов» [4].
Восприятие с психофизиологической точки зрения является довольно сложным процессом, требующим серьезной аналитико-синтетической работы. Ведь информация об окружающих нас явлениях и процессах, получаемая нами – это не просто результат раздражения наших органов чувств и доведения до коры головного мозга сигналов от периферических органов (глаз, ушей, языка). Результатом деятельности по восприятию является целостное представление о явлениях и предметах, с которыми нам приходится иметь дело.
Восприятие аналогично ощущению является рефлекторным процессом. В его основе лежат условные рефлексы, что было доказано русским физиологом И.И. Павловым. Построение сложного образа в нашем сознании происходит посредством внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые способствуют наилучшему видению раздражителей и учитывают взаимодействие свойств предмета как сложного целого.
1.2 Свойства восприятия
К основным свойствам восприятия относят целостность, предметность, константность, структурность, осмысленность, апперпецию.
Предметность восприятия заключается в том, что мы воспринимаем объекты как отдельные физические тела, обособленные в пространстве и во времени. Предметность восприятия закладывается еще в детстве, когда дети ощупывают руками окружающие их предметы, осваивают пространство вокруг.
Свойство целостности восприятия состоит в том, что на основе различных свойств и качеств предмета, получаемых из внешней среды с помощью различных ощущений, наш мозг создает целостный образ воспринимаемого предмета. То есть каждый объект, либо пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже когда некоторые части этого целого в текущий момент не могут быть ощущаемы. Например, достаточно лишь нескольких элементов контура лица, чтобы мы восприняли их как целостный образ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ефимова Н С. Основы общей психологии: учебник 1 Н. С. Ефимова. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-288 с.: ил.- (Профессиональное образование).
2. Леонтьев, А. Н. (1981). Проблемы развития психики (4-е изд.). М.: Изд-во Московского университета.
3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php
4. Общая психология. Учебник для вузов Маклаков А.Г. https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya/#o
5. Сергеев С.А. Смирнов Е.В. «Свойство апперпеции в восприятии как компонент в информационно-психологической безопасности личности». Журнал Новая наука. От идеи к результату. №1-3. 2016г с. 55-57
6. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
7. Хватов, И. А. Змеи Elaphe radiata учитывают границы собственного тела при решении задачи на проникновение в укрытие / И. А. Хватов // Когнитивная наука в Москве: новые исследования : Материалы конференции, Москва, 19 июня 2019 года / Под редакцией Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – Москва: БукиВеди. Институт практической психологии и психоанализа, 2019. – С. 535-540. – EDN QPWQVF.
8. Хватов, И. А. Методические и теоретические проблемы исследования эволюции самосознания человека и животных / И. А. Хватов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17. – № 3. – С. 428-443. – EDN TJVGAA.
9. Хватов, И. А. Способность детей раннего возраста учитывать границы собственного тела / И. А. Хватов // Познание и переживание. – 2021. – Т. 2. – № 3. – С. 37-47. – DOI 10.51217/cogexp_2021_02_03_03. – EDN APBBSI.
10. Хватов И.А. Эволюция самоотражения животных и человека в контексте дифференционно-интеграционного подхода // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. - М.: Языки славянских культур, 2014. С. 343–360.
11. Филиппова, Г. Г. (2012). Зоопсихология и сравнительная психология. М.: Академия.