Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что проблема формирования орфографических умений в начальной школе занимает важнейшее место в образовании младших школьников, т.к. именно с поступлением в школу ребенок начинает овладевать всеми сторонами письменной речи, в том числе и орфографической.
На современном этапе развития начального образования одной из главных задач является овладение обучающимися грамотной речью, соответствующей нормам орфографии, так как именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка.
При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону письма. Очень часто бывает так, что учащиеся заучивают правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков. Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особое место отводится формированию орфографического навыка, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Она всегда высоко ценилась обществом.
Цель курсовой работы– изучение вопроса применения технологии формирования орфографических умений у младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования орфографического навыка у младших школьников.
Предмет исследования - педагогическая технология формирования орфографических умений у младших школьников.
Гипотеза исследования – применение педагогической технологии по формированию орфографических умений у младших школьников на уроках русского языка способствует формированию умений грамотно писать.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка.
2. Изучить особенности формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовой документации.
Эмпирические: сравнение, обобщение материала.
Практические: разработка комплекса упражнений по формированию орфографических умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Практическая значимость заключается в том, что спроектированный комплекс упражнений может найти свое конкретное применение в обучении, реализуемое учителями начальных классов и студентами, проходящими педагогическую практику.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Понятие об орфографии и её разделы. Классификация орфографических умений
Орфография – это совокупность правил, которые регулируют единообразное написание слов. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь своя специфика, обусловленная возрастом детей и ограниченностью у них теоретических знаний. Из всей совокупности практических языковых и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы, особое место принадлежит орфографическим умениям и навыкам.
В начальных классах закладывается прочный фундамент орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на основе сознательного овладения детьми приемов самоконтроля и самопроверки письменной речи. И повышение грамотности учащихся во многом зависит от методической подкованности учителя, от уровня владения им методикой формирования орфографической зоркости младших школьников [2].
Навык письма опирается на техническую, каллиграфическую, графическую и орфографическую сторону. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах и в их взаимосвязи. Методика правописания должна начинаться с букварного периода, обучения графике – с формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания вариантов, допускаемых графикой, – это область орфографии, правила, которые обеспечивают одинаковое написание родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой [1].
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Обучающиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
Орфография состоит из нескольких разделов:
1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;
2) слитное, раздельное и дефисное написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса;
5) правила графических сокращений слов [3].
Рассмотрим более подробно каждый раздел.
Написание морфем (значимых частей слова). Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.
Фонематический принцип является ведущим. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных.
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных, корней с чередованиями, дифференцирующих написаний.
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме могут отражаться позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с, правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный.
Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему).
Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (НСГК, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.
Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не во-йна, ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.
Правила графических сокращений слов. Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:
1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра – литература, в/о – высшее образование);
2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;
3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;
4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь [4].
Начиная с первого класса, учащиеся начинают овладевать умениями и навыками в области орфографии. М. Р. Львов говорит о том, что «умение» – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности [5]. Он считает, что умение формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания.
Сформировать орфографический навык у школьников непросто. Для этого ученик должен обладать следующими орфографическими умениями:
1) умение ставить орфографическую задачу, т.е. умение находить орфограмму. Поэтому нужно у детей развивать орфографическую зоркость;
2) умение определять тип орфограммы и соотносить её с определённым правилом. Для этого учащиеся должны хорошо понимать, в какой части слова находится орфограмма, чтобы правильно подобрать правило;
3) уметь применять правило. Для большинства орфографических правил применяется алгоритм действий, который требует чёткого его выполнения;
4) умение осуществлять орфографический самоконтроль. Учащиеся выполняют проверку своих письменных работ или других записей.
Среди перечисленных орфографических умений базовым является умение находить орфограмму. Так как, для того чтобы определить тип орфограммы, применить правило и осуществить самоконтроль, учащийся сможет только после того, как обнаружит орфограмму.
1.2. Особенности формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
Основной единицей правописания в современной методике служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. И обучение нахождению орфограмм в словах, в тексте нужно проводить с детьми с первых шагов письма в 1 классе.
Основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать её, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Поэтому для выполнения этих операций ученик должен обладать большим объёмом памяти, чтобы быть готовым к воспроизведению чётких знаний грамматики и орфографических правил. Процесс узнавания орфограммы, соотнесение её с правилом должен проходить быстро, чтобы не отвлекать ученика от письма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач [Текст] / О.С. Арямова // Начальная школа. –1988. – № 4. – С. 17. (дата обращения: 20.01.2022)
2. Методическое пособие для учителей начальных классов [Ж.А. Исаева обучение решению орфографических задач в начальной школе]. URL:https://xn--d1aish.xn--p1ai (дата обращения: 20.01.2022)
3. Грабчикова, Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка [Текст] /Е.С.Грабчикова// Начальная школа. – 1999. – № 3. С. 17 – 19. (дата обращения: 20.01.2022)
4. Образовательный сайт пишем грамотно. Русский язык с Людмилой Великовой. [фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография]. URL:http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya/part1#10_2 (дата обращения: 23.01.2022)
5. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 462с. (дата обращения: 23.01.2022)
6. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. –1976. – № 4. – С.17 (дата обращения: 23.01.2022)
7. Образовательный сайт [Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков].URL:https://vuzlit.ru/715706 (дата обращения: 25.01.2022)
8. Ведущий образовательный портал России. Infourok [Содержание УМК Школа России по русскому языку с точки зрения орфографической работы в период обучения грамоте] URL:https://infourok.ru/soderzhanie-umk-shkola-rossii-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 26.01.2022)
9. Ведущий образовательный портал России. Infourok [Решение орфографических задач в рамках предмета русский язык на примере учебника С.В. Иванова программы «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой] URL:https://infourok.ru/reshenie-orfograficheskih-zadach (дата обращения: 26.01.2022)
10. Сетевое издание. Современные проблемы науки и образования [Возможности упражнений учебников русского языка в работе по обучению орфографической зоркости младших школьников]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30736 (дата обращения: 26.01.2022).
11. Иванов, С.В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: В 2 ч. Ч. 2 / М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В. Ю. Романова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2017. – 176 с.