Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сейчас школа находится в стадии обновления образовательного содержания. Потому интенсивно развиваются вариативность учебных программ и комплексов учебно-методического содержания. Необходимость в разработке образовательных программ начальной школы и основной связана с реализацией федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения, предназначенного для обеспечения развития системы образования на фоне изменяющихся потребностей личности и семьи.
Современное общество меняет значение и смысл образования. Сейчас это не только овладение знаниями, а импульс развития способности и ценностей личности ученика. В настоящее время изменяется парадигма образования: от образования знаний, умений и навыков до образования личности ученика. Школа является организацией, которая формирует с первых классов навыки самообразования и самовоспитания.
Важность этой работы заключается в том, что исследуемые аспекты позволят узнать о сущности и структуре УМК, разработанного под руководством Г. П. Сергеевой, что в дальнейшем сподвигнет других педагогов на создание собственных комплексов.
Актуальность заключается в необходимости определения характеристик УМК для того, чтобы увеличить шанс выбора образовательной программы для обучения школьников по учебному предмету «Музыка». Для решения проблемы создания учебно-методических комплексов нового поколения, предназначенных для личностно ориентированной модели образования, требуется изучение структурно-функциональной модели УМК.
Целью нашего исследования является изучение характеристик учебно-методического комплекса для начальной и основной школы, разработанного под руководством Г. П. Сергеевой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Провести теоретическое исследование по разработанности учебно-методического комплекса в педагогической и методической литературе;
2.Проанализировать структуры учебно-методических комплексов;
3.Исследовать УМК для начальной и основной школы, разработанного под руководством Г. П. Сергеевой.
Объект исследования — учебно-методический комплекс.
Предметом исследования выступают характеристики учебно-методического комплекса для начальной и основной школы, разработанного под руководством Г. П. Сергеевой.
Теоретическое исследования было осуществлено с опорой на труды Н.В. Чекалевой, Н.Ю. Ануфриевой.
Структура и объем курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы разработки УМК.
Во второй главе дается анализ УМК для начальной и основной школы, который разработан под руководством Г. П. Сергеевой.
Глава 1 Теоретические основы характеристики УМК
1.1 Сущность учебно-методического комплекса
В данном параграфе рассмотрим сущность учебно-методического комплекса.
Само понятие «учебно-методический комплекс» в 1980-х гг. стало достаточно широко применяться, в то время как практика существенно опередила теоретическую составляющую. И на сегодняшний день, несмотря на широкую применимость понятия «УМК», отечественная педагогика не имеет фундаментальных исследований, посвященных вопросу определения «УМК» как категории педагогики.
Начнем с определения УМК, которое предложил Ю. К. Бабанский: УМК следует называть «систему учебных пособий, органически взаимосвязанных между собой, служащую успешному решению учебно-воспитательных задач современной школы» [15].
Разработка теории УМК позволила выделять в состав учебных комплексов следующие компоненты: директивные документы по организации учебного плана, программы, методики для педагогов, печатные учебники для школьников, руководства по лабораторным работам, справочники и т.д., а также наглядное пособие по обучению (изображения объектов, природные объекты), базовым звеном комплекса считается учебник.
Определение номенклатуры материалов, которые входят в состав УМК, выступило основой понимания сущности этой категории для многих исследователей, которые указывают, что, как правило, учебник составляет ядро УМК, хотя основой инновационности комплекса может выступать и рабочая тетрадь для школьника.
Учебно-методический комплекс (УМК) — это совокупность систематизированных материалов, которые необходимы для осуществления образовательного процесса, обеспечивают успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности [10].
УМК нужно рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Учебно-методические комплексы, которые состоят из отдельных комплектов, экономичные и универсальные, актуальны и необходимы в действительности настоящего времени — при хроническом недофинансировании школ, остром дефиците учебно-методических и дидактических материалов, материальном положении учителей, для которых становится серьезной проблемой приобретение большой номенклатуры необходимой методической литературы.
Изменившиеся в начале ХХI века образовательные запросы общества способствовали трансформации УМК, превратив его в компонент открытой информационно-образовательной среды (далее — ИОС). Понятие ИОС относительно новое для российской педагогики, еще не получило однозначного толкования и характеризуется как открытая система, многокомпонентный комплекс, единое информационно-образовательное пространство, система образовательных ресурсов или педагогическая система [11].
1.2 Особенности создания УМК
Представленная на схеме 1 модель УМК показывает трехкомпонентность состава: нормативный, учебный и методический компоненты, и трехуровневость структуры: инвариантное ядро и вариативные оболочки (схема 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Булатова М.Н. Учебники географии: какие образы и представления они формируют? // Вестник Евразии. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebniki-geografii-kakie-obrazy-i-predstavleniya-oni-formiruyut (дата обращения: 23.05.2022).
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона РФ от 01.01.2001г.).
3. Жук А.И., Макаров А.В. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки): Методическое пособие. — Мн.: БГУ, 2001. — 47 с.
4. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.
5. Максаковский В.П. Учебник нового поколения // Проблемы школьного учебника, М.: Просвещение, вып. 20, 1990, С. 70-71.
6. Максаковский В.П. Концепция учебника географии нового поколения. // «География в школе» — 1993, № 4
7. Мендубаева З. А. Структура учебно-методического комплекса / З. А. Мендубаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 216-219.
8. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. — М.: Издательство УРАО, 1998. — 204 с., С. 134-135.
9. Паневина Г.Н. Учебно-методический комплекс как историко-педагогический феномен. — Хабаровск: ХК ИРО, 2011
10. Прядёхо А. Н., Прядёхо А. А. Учебно-методический комплекс как дидактическое средство // Вестник БГУ. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-metodicheskiy-kompleks-kak-didakticheskoe-sredstvo (дата обращения: 22.05.2022).
11. Рубенко А.Н. Информационно-образовательная среда как объект педагогических исследований // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-obekt-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 22.05.2022).
12. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
13. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) .
14. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика, М.: 2005, № 4, С. 13.
15. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды https://www.klex.ru/hw7