Фрагмент для ознакомления
2
учитывая, что в седьмом классе ученики знакомятся с такой разновидностью описания, как описание действий.
Таким образом, в учебниках по русскому языку для начальной школы при определении описания и повествования размываются границы между ними, что не позволяет ученикам однозначно определять, к какому типу относится анализируемый текст, и ставит их в затруднительное положение при создании собственного текста определённого типа.
Рассуждение как тип речи отличается большим количеством разновидностей, и это находит своё отражение в определениях, представленных в учебниках русского языка различных УМК. В основе этих определений лежит содержательный аспект: по сути,
перечисляются разновидности рассуждений: объяснение, доказательство. Степень развёрнутости определений рассуждения, представленных в учебниках русского языка для начальной школы, различна: от достаточно краткого до подробного. Так, довольно сжато характеризуется рассуждение в учебнике А.В. Поляковой: «В тексте-рассуждении высказывается, объясняется, доказывается какой-либо факт (тезис)» [5, с. 118]. Достаточно развёрнутые определения рассуждения как типа текста представлены в учебниках УМК «Перспектива» и «Школа России». Например, в учебнике русского языка для 4 класса УМК «Школа России» рассуждение определяется таким образом: «В текстах- рассуждениях объясняется, доказывается что-либо, автор рассуждает о причинах явлений, событий, даёт им оценку. К таким текстам можно поставить вопрос почему?» [1, с. 11]. Следует обратить внимание, что только в учебнике УМК «Школа России» указывается на то, что рассуждение может содержать в себе оценку событий или явлений. Другие учебники вообще этого не касаются, а в учебнике УМК «Гармония» оценка рассматривается как особый тип текста.
Тексты-рассуждения, как правило, имеют достаточно жёсткую композицию: тезис - аргументы - вывод. Поэтому возникает необходимость в том или ином виде познакомить учеников с композиционными особенностями рассуждения, однако это сделано лишь в учебнике УМК «Гармония»: «Многие тексты-рассуждения построены похоже: в них сначала высказана мысль, которая будет объясняться, доказываться, потом дано объяснение, доказательство. Бывает ещё и вывод, а иногда приводятся примеры» [9, с. 80]. Другие учебники на теоретическом уровне учеников с композицией текста-рассуждения не знакомят.
При рассмотрении разных типов текста в учебниках языковые характеристики каждого типа практически не учитываются. Исключением является рассуждение. Авторы отдельных учебников знакомят учеников с некоторыми языковыми особенностями данного типа текста, обращая внимание как на лексику, так и на синтаксис текста-рассуждения. Так, в учебнике 4 класса УМК «Гармония» сообщается следующее: «Между первыми двумя частями рассуждения часто используются специальные слова: потому что, так как, а перед выводом - вот почему, вот и, поэтому, значит. Нередко части рассуждения могут объединяться в одно сложное предложение» [9, с. 81]. В других учебниках об использовании определенных языковых средств говорится в заданиях к упражнениям.
Глава 3.Анализ УМК «Школа XXI века» по жанрово-стилевому параметру
УМК «Начальная школа XXI века» включает в себя:
рабочую программу с календарно-тематическим планом, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
завершенную предметную линию учебников «Русский язык» («Азбука», учебники «Русский язык» с 1 по 4 классы);
методическое пособие для учителя;
электронное приложение к учебнику (CD-диск);
прописи (для первого класса), рабочая тетрадь;
дидактический материал (для первого класса);
тренировочные и проверочные работы.
Для подробного анализа этой предметной линии была привлечена рабочая программа по русскому языку 1-4 класс (УМК «Начальная школа XXI века»). Особенностью данной программы является осуществление тесной взаимосвязи с уроками литературного чтения. В программе указывается, что особенностью изучения, как русского языка, так и литературного чтения, является коммуникативно-познавательная основа, которая включает три аспекта: система языка, речевая деятельность и литературный текст.
В общей характеристике учебного предмета одной из реализуемой целью предмета «Русский язык» является формирование коммуникативной компетенции через развитие речевых навыков учащихся. Также предполагается, что одним из принципов, обеспечивающих целостное изучение языка, является коммуникативный принцип.
На этапе обучения грамоте лексическая работа представлена в виде формирования навыка:
восприятия слова как объекта изучения и анализа;
наблюдения над значением слова;
различения звучания и значения слова;
правильного употребления в речи абстрактных и собирательных существительных.
После прохождения этапа обучения грамоте знакомство с русским языком продолжается на уроках русского языка и литературного чтения. Учебный предмет «Русский язык» имеет более обширную программу, рассчитанную на несколько лет и предполагающий гораздо больший по объему материал. Поэтому лексическая работа ведется системно и последовательно и включает в себя:
восприятие слова, как единицы языка;
представление слова, как единства звучания и значения;
определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря;
умение называть предметы окружающего мира (номинативная функция);
дифференциация слов на категории одушевленных и неодушевленных;
наблюдение и умение выделять многозначные слова и их значения;
употребление в речи синонимов и антонимов.
Особое внимание уделяется работе с различными словарями для младших школьников: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем антонимов и синонимов.
В каждом году обучения русскому языку существуют определенные требования к уровню подготовки учащихся. Рассмотрим, какие требования предъявляет данная программа к учащимся в начале обучения и какие результаты должны быть и итоге.
В программе определяются два основных направления работы по развитию речи учащихся 1-4 классов: обогащение и активизация словарного запаса; анализ и продуцирование разнообразных текстов.
Значительную часть содержания курса составляет этимологическая работа.
Подбор однокоренных слов в качестве проверочных предполагает их отличие и от этимологических родственников, что способствует мотивированному введению сведений о происхождении слов, отражающему некоторые тенденции развития языка. Такие сведения даются как в специальных текстах, посвященных этимологическим явлениям, так и виде отдельных этимологических справок, сопровождающих тексты иного содержания. Объяснения происхождения некоторых слов содержатся и в учебном словаре. Знакомство с историей слова усиливает, по мнению авторов, внимание учащихся к его значению, помогает осознать возможности использования того или иного слова в современной речи.
Все эти наблюдения способствуют развитию у ребенка чувствительности и восприимчивости к слову, его смысловому богатству, в котором воплощается точность им выразительность русской речи.
В учебниках представлены классические произведения русской литературы, яркие образцы детской литературы, многие из которых легко узнаваемы детьми, тексты научно-популярного и познавательного характера, рассчитанные на интересы младших школьников.
Со 2-го класса начинается работа с «Учебным словарем русского языка», который содержит сведения о лексических значениях слова, его грамматических формах, месте в словообразовательном ряду, о его связях с другими лексическими единицами (наличие синонимов и антонимов), об устойчивых словосочетаниях и фразеологизмах, в состав которых входит слово, о его происхождении. Этот вид работы призван, как считают авторы курса, не только формировать умения работать со словарями, но и пробуждать у детей интерес к слову и русскому языку в целом.
Содержание обучения по русскому языку в начальной школе представляет собой своеобразное введение в родной язык и направлено на то, «чтобы ребенок выявил значимость для себя этого учебного предмета, которая определяется сущностью языка как общественного явления, как средства хранения и передачи человеческого опыта и, что особенно важно, как
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс : учебник. В. 2 ч. - М. : Просвещение, 2013. - Ч. 1. - 160 с.
2. Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - Ч. 1. - 127 с.
3. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи : автореф. дис.... док. филол. наук. - М., 1975. - 46 с.
4. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М. : Наука, 1980. - 264 с.
5. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - Ч. 2. - 127 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - 5-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2011. - Ч. 1. - 400 с.
7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 кл. В 2 ч. : учебник. - М. : Дрофа, 2012. - Ч. 1. - 158 с.
8. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка : учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 11-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - Ч. 2. - 144 с.
9. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка : учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - Ч. 2. - 160 с.
10. Трошева Т.Б. Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке (описание - повествование - рассуждение - предписание - констатация) // Филолог : научно-методический, культурно-просветительский журнал ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». - 2003. - Вып. № 2. - URL: http://philolog.pspu.ru