Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Школа и центры дополнительного образования должны воспитывать предприимчивого, деятельного, мобильного человека, спсобного жить в современном мире и быть конкурентноспособным на рынке труда. В связи с этим в образовании идет поиск новых методов работы ориентированных на развитие и формирование soft-skills.
Формирование soft-skills предлагает учителям способ развить глубокое мышление, вовлекая сердца и умы современных подростков. Учителя берут на себя важную руководящую роль в процессе, в то время как подростки изучают темы целенаправленно и гибко. Формирование soft-skills предоставляет множество возможностей для оценки идей подростков, поощрения их творчества, развития их интересов и удовлетворения их потребностей в обучении.
Формирование soft-skills можно определить как открытые исследования повседневных тем, достойные включения в образовательную программу. Формирование soft-skills возникает из вопросов, которые подростки поднимают и развивают в соответствии со своими особыми интересами. Вместо того, чтобы предлагать немедленные ответы на вопросы, которые задают подростки, учителя предлагают опыт, с помощью которого дети могут сами найти ответы, проводя опросы на местах и беседуя с экспертами.
Формирование soft-skills в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
Следует отметить, что формирование soft-skills через научно-технологическое направление в центрах дополнительного образования, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. Это и определяет актуальность нашего исследования. В проблеме формирования soft-skills находят отражение противоречия, возникающие в науке и практике, между фактами и их теоретическим осмыслением. Эти противоречия и разрешаются автором в процессе исследования. Исходя из выше обоснованного, формулируется тема исследования.
Объект исследования – формирование soft-skillsподростков (8-10 класс), а предмет исследования – научно-техническое направление в центрах дополнительного образования в аспекте формирования soft-skills подростков.
Цель исследования: проанализировать особенности формирования soft-skills подростков и выявить эффективное направление в центрах дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать содержание понятия soft-skills в современных психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить значение soft-skills для развития подростков.
3. Выявить потенциал научно-технологического направления в центрах дополнительного образования в аспекте формирования soft-skills подростков.
При написании курсовой работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Гипотеза исследования: формирование soft-skills подростков будет осуществляться более эффективно через научно-технологическое направление в центрах дополнительного образования.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.
1. Сущность понятия «soft-skills» в современных психолого-педагогических исследованиях
В данном параграфе будет представлен анализ понятия «soft-skills» в современных психолого-педагогических исследованиях.
Soft-skills (или мягкие навыки, или универсальные навыки) как известно, трудно поддаются количественной оценке [1]. Они напоминают черты личности, но они являются обучаемым поведением и отношением. Люди развивают мягкие навыки через личный опыт и взаимодействие с другими, и они могут быть перенесены в любой контекст [4,5].
Мягкие навыки включают в себя эмпатию, решение проблем, адаптивность, качества, которые способствуют конструктивному человеческому взаимодействию с обществом.
Эти качествасегодня очень востребованы во всех отраслях и типах рабочих мест не только потому, что они являются ключом к успешным личным / профессиональным результатам, но и потому, что во все более цифровизированном мире человеческий обмен сегодня является ценным капиталом идентичности, который необходимо сохранить и развивать [12].
С другой стороны, жесткие навыки или технические навыки могут быть приобретены в школе или во время обучения. Они основаны на содержании и сосредоточены на инструментах и методах, необходимых для выполнения определенных функций.
Различные отраслевые и академические эксперты согласны с большей важностью мягких навыков для молодежи сегодня. Сдвиг наиболее заметен на современном рынке труда [17].
Если подростки не могут критически мыслить, общаться, сотрудничать и организовывать свою школьную работу, у них мало надежды на успех в профессиональном мире [19].
Мягкие навыки будут развиваться, особенно с виртуальным общением, которое сегодня принимает молодежь. Развитие мягких навыков сегодня необходимо для интеграции молодежи в общество и рынок труда.
Большинство подростков и молодых специалистов имеют soft skills из домашней и школьной среды, внеклассных мероприятий и виртуальных инструментов общения, которые они предпочитают. Например, многие из сегодняшних молодых людей уже хороши в общении и культурной осведомленности. Они часто обладают способностью строить отличные отношения с другими. Тем не менее, подростки должны развивать некоторые мягкие навыки дальше, такие как:
• Командная работа и сотрудничество.
• Коммуникативные навыки.
• Эмпатия, манеры и деловой этикет.
• Взаимодействие с различными культурами и личностями.
• Креативность и критическое мышление.
Подростки часто имеют низкую уверенность в определенных областях мягких навыков, а также низкую оценку того, насколько они важны. Молодые люди должны понимать непосредственные выгоды, чтобы понять ценность изучения конкретного предмета или навыка. Поэтому некоторым подросткам трудно измерить важность soft skills и увидеть долгосрочные инвестиции с долгосрочной выплатой.
Мягкие навыки появляются в домашней среде в период становления ребенка, но быстрее всего эти навыки развиваются у подростков в школьной среде и центрах дополнительного образования через взаимодействие со сверстниками. В этом возрасте они также легко развиваются онлайн, потому что подростки сегодня ценят виртуальные игры и социальные сети. Обучение новым навыкам в Интернете возможно – однако, это происходит, когда вы сталкиваетесь со своими знаниями с единомышленниками, взаимодействуете и наблюдаете, как эти навыки совершенствуются [21].
Центры дополнительного образования предназначены для развития ключевых мягких навыков для будущего академического и профессионального успеха. Эти центры помогают подросткам развивать передаваемые мягкие навыки с немедленными выгодами, такими как:
• Развитие навыков работы с людьми и лидерского мышления.
• Повышение их резюме, чтобы выделиться на бланках заявок.
• Встреча с единомышленниками из других стран.
• Общение и обучение с экспертами отрасли.
• Открытие карьерных горизонтов.
• Определение их идеальной университетской программы и местоположения.
• Применение академической теории в реальном контексте.
• Отработка вербальных и невербальных навыков общения [12,14,18,21].
Кроме того, важно, чтобы молодые люди развивали свои мягкие навыки через волонтерскую работу, внеклассные мероприятия, опыт работы, стажировки и другие мероприятия, которые выталкивают их из зоны комфорта. Как отмечают ученые, центры дополнительного образования ставят молодое поколение перед реальными ситуациями, чтобы сделать их чувствительными к взаимодействию с другими и научить их адаптироваться и действовать в соответствии с ситуацией. Развитие мягких навыков предлагает множество преимуществ для подростков, включая преимущество уточнения их сильных сторон и выбора карьеры и расширения их возможностей. Soft skills – это качества, которые университеты и работодатели будут ценить еще больше в будущем [27].
Это четко брендирует молодежь и позиционирует их как открытых и любознательных людей. Тем не менее, коучинг и наставничество со стороны семьи, школы, центров дополнительного образования являются ключевыми для привития важности развития мягких навыков молодому поколению, чтобы направлять их в создании своей будущей карьеры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 20.05.2022).
2. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.tananyeva.com/single-post/ (дата обращения: 20.05.2022).
3. Беркович М.А., Кофанова Т.В., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. – Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление, 2018. – №4. – С. 64-68.
4. Богачева Н.В., Сивак Н.В. Мифы о "поколении Z" // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 64 с.
5. Восторгова Е.В., Михайлов В.В., Сыщенко А.К. Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior // Педагогические науки. – М., 2019. – С. 131- 134.
6. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект. [Электронный ресурс]. URL: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125 (дата обращения: 20.05.2022).
7. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 14-20.
8. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-softskills (дата обращения: 20.05.2022).
9. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал "НАУКОВЕДЕНИЕ". – Том 9, №1. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
10. Исследование soft skills: как к этим навыкам относятся разработчики. [Электронный ресурс]. URL: https://techrocks.ru/2018/11/17/developers-soft-skills-research/ (дата обращения: 20.05.2022)
11. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975. – 64 с. 17. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта: учебное пособие. – Киев: МАУП, 2002. – 256 с.
12. Логинова Н.Н., Масленкова И.В. Проект как метод совместной созидательной деятельности педагога и учащихся. // Сб. IV Международной научно-практической конференции «Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации», Издательство: МЦНС «Наука и просвещение» 2018 С. 44-48 [Электронный ресурс]. URL: https://elibraru.ru/item.asp?id=36612851 (дата обращения: 20.05.2022 )
13. Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. – 2012. – № 6. – С. 34-53.
14. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Национальный психологический журнал, 2011. – C. 104-110.
15. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". – 2018. – Т.15, № 3. – С. 350-363.
16. Солдатова Г.У., Олькина О. 100 друзей. Круг общения подростков в социальных сетях // Дети в информационном обществе. – 2016. – № 24. – С. 24- 33.
17. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. URL: http://be-st.ru/ru/blog/13 (дата обращения: 05.10.2019).
18. Татаурщикова Д. Soft skills. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 20.05.2022).
19. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Науковедение: интернет-журн. – 2014. – Вып. 3 (май–июнь) [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
20. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19). [Электронный ресурс]: URL: http://www.ug.ru/archive/75388(дата обращения: 20.05.2022 )
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
22. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования / Козлов В.В., Кондаков А.М., Фирсов В.В., Дронов В.П. / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. 54
23. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – №1 (28). – С. 53-58. 3
24. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 20.05.2022 ).
25. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Том 2. № 4. – С. 222-234.
26. Business Soft Skills durch Fremdsprachen [Электронный ресурс]. URL: https://www.brainread.com/business-soft-skills-durch-fremdsprachen/ (дата обращения: 20.05.2022).
27. Lazorenko L., Krasnenko O. The importance of developing 21st century. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.30525/978-9934-588-15-0-13 (дата обращения: 20.05.2022 ).