Фрагмент для ознакомления
2
Процесс развития хореографической педагогики шел поэтапно, постепенно формируя стройную систему хореографического образования, которая продолжает совершенствоваться.
Хореографическое образование – это система обучения хореографическим дисциплинам и воспитания у учащихся художественно-эстетического вкуса, которое позволяет привить любовь к различным видам искусства, к богатому потенциальному наследию, развить творческое мышление [2].
Хореографическое образование постоянно находится в развитии, осовременивая задачи и цели обучения. В связи с ростом уровня хореографии, требования к педагогам-хореографам ужесточаются, они должны быть не только высококвалифицированными, знать методику исполнения, но и уметь четко планировать свою работу и интересоваться все новым, что появляется в искусстве хореографии в целом.
Следует отметить, что процесс обучения в любительском хореографическом коллективе совсем иной, нежели в хореографической школе, колледже, институте. Прежде всего, любительский коллектив «создан для выступлений» и процесс обучения хореографическим дисциплинам сокращается во много раз. Каждый руководитель осуществляет учебный процесс исходя из специфических условий и возможностей коллектива.
Ни для кого не секрет, что в процессе творчества возникают различные формы организации коллективов. По данным социологических исследований одним из самых популяризированных видов искусства в обществе является танец.
Хореографическое искусство воплощение синкретизма, так как оно объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Оно всегда доступно, не требует специальных знаний, подвластно практически всем возрастным и социальным категориям граждан и вместе с этим дает каждому человеку развиваться в разнообразных танцевальных жанрах, усовершенствоваться с физической и эстетической стороны развития.
Хореографический коллектив – это коллектив, базирующийся на определенном художественном замысле и культурно-творческой направленности в его деятельности, взаимопонимании, коллективном сотрудничестве и взаимопомощи [9].
Для танцующих в хореографическом коллективе лежит важная возможность реализации своего таланта в творческой сфере, получение удовольствия, формирование правильной самооценки, получение знаний, которые заложены в искусстве.
Психология малой группы является немаловажным фактором для организации культурно творческого досуга в таких его формированиях как хоровые студии, спортивным секции, инструментальные ансамбли и танцевальным коллективы.
В работах Подласого И.П. говорится об отличительной особенности коллектива – объединение людей на задачах деятельности, явно полезной для общества [18]. Особая ценность культурной среды жизнедеятельности воспитанников – это творческий коллектив, который является средой обитания учащихся и полем педагогической деятельности, он используется учителем в качестве средства формирования личности ученика, а к характеристикам данного социума имеют отношение традиции, режим, дисциплину и отношения, и так далее. Хореографический ансамбль отличается строением своей внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. В первую очередь он основывается на факторах, которые обязывают искать другие методы взаимоотношений межу участниками ансамбля, а значит и иной педагогической методологии руководства им. Межличностные отношения построены на нравственно–психологических мотивах, взаимозависимости детей друг от друга, наличии общих творческих интересов.
К основным принципам танцевального коллектива можно отнести [3]:
- наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как социальный, так и индивидуальный смысл для каждого ребенка в коллективе (например, участие в выступлении);
- своеобразная организация коллективной деятельности;
- постепенное усложнение получаемых знаний и многократное повторение пройденного материала;
- важность индивидуальной работы каждого ученика в творческом процессе;
- специфичная система планирования и организации уроков и системы оценивания результатов;
- повышение профессионального уровня развития как постепенный рост собственной роли в коллективе.
Участники хореографического коллектива объединены общими интересами к тому танцевальному жанру, которой они занимаются в свободное от учебной деятельности время.
Для простоты суждений о хореографических коллективах предлагается особая система классификации: Организационные: - кружок, студия, ансамбль, театр, коллектив.
Тематические:
- репертуарным: классического, бального, народного танца (одного народа, народов мира), эстрадного, спортивного.
Классификация коллективов строится на основе ряда признаков: возрастных, жанровых и зависит от специфики учебно-тренировочной деятельности, ее целей и задач [8].
При всём многообразии в хореографическом исполнительском искусстве сложились довольно чёткие типы коллективов, подразделяющиеся по следующим признакам:
Жанровая классификация творческих коллективов:
- народные, фольклорные хоры и ансамбли;
- народные театры и театральные студии;
- детские хореографические коллективы;
- академические смешанные и однородные хоры и ансамбли;
- эстрадные коллективы, студии;
- ансамбли песни и танца;
- цирковые коллективы и т. д.
Система танцевальной подготовки, кроме решения непосредственно творческих задач, предусматривает и является комплексной Определенная воспитательная система танцевального ансамбля, включает в себя всестороннюю физическую и психологическую подготовку, которая состоит из: - обучение определенному виду танцу; - приобщение к высокому искусству (танец, поэзия, музыка);
- освоение элементов актерского мастерства; - раскрытие индивидуальных способностей;
- обучение культуре самовыражения;
- эстетическое воспитание и формирование эстетического вкуса; -
философское образование и формирование сознательного отношения к окружающему предметному миру;
- концертная деятельность [12].
Из этого следует, что хореографический коллектив – это так называемая сложная система, объединенная общими интересами, планами и направлениями деятельности, которая представляет собой многоплановую социальная группу участниками которой являются учащиеся различных возрастов, с психическим и физическим развитием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрощук, Л.М. Формирование индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии [/лектронный ресурс] /Л.М. Андрощук. – Режим доступа httpmydisser.comrucatalogview23824612013.html (дата обращения 24.05.2022).
2. Бухвостова, Л.В. Балетмейстер и коллектив / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. – Орел Орловский ГИИиК, 2011. - 248 с.
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. / А.Я. Ваганова. - СПб, 2001.
4. Горский, В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании / В.А. Горский // Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3.
5. Гутковская, С. Профессиональная подготовка специалиста-хореографа в ВУЗе концептуальный подход [Электронный ресурс] / С. Гутковская. – Режим доступа httpwww.stattionline.org.uapedagog10619670-professionalnayapodgotovka-specalista-xoreografa-v-vuze-konceptualnyj-podxod.html (дата обращения 25.05.2022).
6. Жирнова, Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности / Л. Жирнова. – М., «Искусство» 1973.
7. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке. Учебное пособие / В.И. Журавлев. – М.: Педагогика, 2010. – 214 с.
8. Захаров, Р.В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. – М.: Искусство 2013.
9. Ивлева, Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. / Л.Д. Ивлева. - СПб, 2015.
10. Калинина, Е. А. Формирование творческой индивидуальности руководителя хореографического коллектива на занятиях народным танцем / Е.А. Калинина // Инновационные образовательные технологии 2013. – С.111-113.
11. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С. Каргин. – М.: Просвещение, 2014.
12. Кобурнеева, Е.О. Традиции и новаторство в хореографическом образовании / Е.О. Кобурнеева // Сборник статей Московской академии хореографии о театре балете и музыке – 2010. – 20 – С. 41-46.
13. Крутецкий, В. А.Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М., «Просвещение»,1972.
14. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. – М.: 2014.
15. Матюхина, Т. И. Увлекательная хореография / Т.И. Матяхина // Дополнительное образование и воспитание. 2010. -№2.- С. 56-58.
16. Методическое пособие по приему в хореографическое училище / Сост. С.С. Халфина, М.Ф. Иваницкий. – М., 1993.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия 2000.
18. Мярина, Ю.Р. Учитель с большой буквы / Ю.Р. Мярина // Вестник Якутского хореографического училища им. А.В. Посельских. – 2013. – 10. – С. 24-25.
19. Соломоник, Ф. А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив / Ф.А. Соломоник. – М: Сов. Рос. 2013.
20. Уральская, В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Россия 2012.
21. Юрова, Н. В. Основные направления развития профессиональной компетентности / Н.В. Юрова // Инновационные образовательные технологии. – 2010. - 2. - С.59-63.
22. Якушева, С.Д. Педагогическая техника - основа педагогического мастерства / С.Д. Якушева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2011. – №2. – С. 182-190.