Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы состоит в том, что в сфере детской
психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития
ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема
интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное
совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию
социально-коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является
важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и
окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности
адаптироваться к обучению в школе.
Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие
выделены в одну образовательную область под названием «Социально-
коммуникативное развитие» [49]. Подобное объединение направлений
развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным.
Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее
развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого
общения.
Изучением психолого-педагогических особенностей детей старшего
дошкольного возраста занимались такие учёные как: Эльконин Д.Б,
Гальперин П.А, Запорожец А.В, Карпова С.Н, Леонтьев А.А. Н.Н. Подъяков.
В отношении развития социально-коммуникативных навыков накоплен
богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах
Беляева Б.В., Ведель Г.Е., Зимней И.А., Скалкина В.Л., Шубина Э.П.,
Андреевой B.C.
На развитие социально-коммуникативных навыков посредством
сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было
акцентировано внимание таких исследователей как: Венгер Л.А., Дьяченко
О.М, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский.
Эти исследователи занимались изучением вопросов развития
социально-коммуникативных навыков в дошкольной образовательной
организации. Следовательно, дошкольная образовательная организация
играет важную роль в развитии социально-коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста, она является одним из первых институтов
социализации ребёнка в обществе.
Всё вышеизложенное определяет противоречие исследования между
необходимостью развития социально-коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста и недостаточным применением соответствующих
средств развития данных навыков у детей рассматриваемой категории в
дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: возможно ли применение сюжетно-ролевой
игры в качестве средства развития социально-коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития
социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в
дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития социально-коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно
ролевой игры в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по
развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс игр по развитию
социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее
успешным если учтены:
– психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста;
– особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития
социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в
дошкольной образовательной организации;
– результаты диагностики развития социально-коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации;
– особенности деятельности дошкольной образовательной организации
по рассматриваемой проблеме исследования.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «социально-коммуникативное развитие»
в психолого-педагогической литературе
3) Описать роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативной
4) Провести первичную диагностику развития социально-
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
5) Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию социально-
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2) Эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы, приложений.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 123»
Глава 1. Теоретические основы сюжетно-ролевая игра как
средство социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста
1.1 Анализ понятия «социально-коммуникативное развитие» в
психолого-педагогической литературе
Рассматривая понятие «социально-коммуникативные навыки»,
необходимо проанализировать определение понятия «навыки». Следует
заметить, что такие отечественные ученые отечественные ученые, как Б.Ф.
Ломов, С.Л. Рубинштейн, и др. под навыками понимают автоматизированные
компоненты сознательной деятельности человека, которые формируются при
выполнении упражнений. Когда человек приступает к новой для него
деятельности, то он сознательно определяет и контролирует не только свои
действия, которые направлены на определенную цель, но и отдельные
движения, операции с помощью которых он осуществляет данные действия.
При повторном выполнении деятельности человек уже имеет возможность
выполнять действия по достижении цели в виде единого целенаправленного
акта, не разбивая свою деятельность на отдельные операции [27, с. 34].
Необходимо иметь в виду, что большое количество ученых полагают,
что навыки есть автоматизированные способы выполнения сложных
целенаправленных действий (Е.В. Гурьянов, А.В. Запорожец и др.) Так,
например, Е.В. Гурьянов определяет навыки как закрепленные посредством
упражнений способы действий. Навыки – это не любые способы действия, а
лишь те, которые формируются с помощью упражнений [12, с. 52].
Л.Б. Ительсон считает, что навыки представляют собой психическую
подготовленность человека сознательно выполнять определенные действия
максимально быстро, точно, целесообразно. Причем это достигается с
помощью наиболее рациональных способов осуществления так называемых
стандартизируемых компонентов этих действий [19, с. 105].
Согласно П.А. Рудику, отличительная особенность навыков – это не то,
насколько глубоко они автоматизированы, а то, какова степень совершенства
закрепляемых действий (их точность, экономность, скорость) [42, с.33].
Навык – это автоматизированный элемент сознательного действия,
который вырабатывается в процессе выполнения этого действия [19, с. 44].
Формирование любого навыка начинается с получения информации о
состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала.
Общая схема выработки навыка состоит из следующих этапов [19, с.
44]:
– в процессе деятельности на человека многократно воздействуют
сходные раздражители (например, человеком выполняется однотипная
операция);
– под влиянием раздражителей у человека формируется
определенная программа поведения реагирования на эти раздражители.
Данная программа представляет собой умение действовать в определенной
ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;
– формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а
под влиянием специально организованных упражнений, которые включены,
например, в систему профессиональной подготовки [15, с. 36].
Необходимо отметить, что, несмотря на значительные различия в
определении навыков, учёные согласны с тем, что навыки формируются в
процессе упражнения и что при этом способы выполнения действия
совершенствуются [12].
В психолого-педагогической науке, как правило, исследователи
различают шесть основных вида навыков – это двигательные,
мыслительные, сенсорные, коммуникативные навыки,
социальнокоммуникативные и навыки поведения [12].
Итак, более подробно остановимся на рассмотрении содержания
понятия «социально-коммуникативные навыки».
О.А. Санькова считает, что высокий уровень развития
социальнокоммуникативных навыков – это основа благополучной адаптации
личности в каждой общественной среде, данный процесс обусловлен
практической важностью развития коммуникативных навыков с самого
раннего возраста [47, с. 21].
А.Г. Рузская выделяет, что социально-коммуникативные навыки – это
процесс, который осуществляется посредством передачи содержания
социально-исторического опыта человечества [43, с. 88].
Согласно С.В. Борисневу, под социально-коммуникативными
навыками стоит понимать социально обусловленный процесс передачи и
восприятия информации в условиях межличностного и массового общения
по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств [4, с.
24].
По мнению Е.С. Кормильцевой любой социально- коммуникативный
навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего у
субъекта возникает ситуация выбора способа реакции на ситуацию, а затем
происходит выбор и реализация наиболее подходящего и удобного способа
[21, с. 54].
Исследователи считают, что в настоящих условиях процесс развития
социально-коммуникативных навыков обретает совершенно новое звучание.
А.В. Чарнецкая подчеркивает, что в обществе быстро развиваются
новые информационные технологии, формирующие характерную
коммуникативную сферу, повышается значение диалога при решении задач
международного значения [59, с. 28].
Ж.Ю. Кургаева рассматривает социальные навыки как способность
работать в группе, способность к взаимодействию с разными людьми, к
проявлению к лидерским качествам [20, с. 18].
Так стоит выделить, что социально-коммуникативные навыки
выражаются в общительности и умении контактировать с окружающими
людьми. Это все является необходимой составляющей самореализации
личности, ее успешности в различных видах деятельности, расположенности
окружающих людей. Развитие социально-коммуникативных навыков
является важным условием нормального психологического развития
личности дошкольника, выступает серьезной задачей по подготовке
дошкольника к дальнейшей жизни в обществе [38, с. 65].
Таким образом, социально-коммуникативные навыки – совокупность
знаний и умений в области вербальных и невербальных средств общения,
способность к межкультурному взаимодействию, правильное поведение в
различных ситуациях общения.
Установление контакта и само общение является одним из
составляющих социально-коммуникативного развития, ведь именно в этом
процессе происходит усвоение норм, ценностей, которые являются
общепринятыми в обществе, также сюда можно отнести моральные и
нравственные ценности личности и общества.
В становлении социально-коммуникативных навыков личности
дошкольника важную роль имеет процесс социализации личности.
Социализация является важной составляющей данного процесса и условием
гармоничного развития дошкольника [10, с. 21].
Таким образом, на основании исследований М.И. Лисиной, А.Г.
Рузской, Т.А. Репиной, можно сказать, что процесс развития
социальнокоммуникативных навыков сложен и многообразен в своем
проявлении, но в то же время можно выделить две его составляющие части
[48, с. 84]:
– общение;
– коммуникации.
Исходя из точки зрения на процесс общения М.И. Лисиной, стоит
выделить, что это сложный и многоплановый процесс, во время которого
происходит установка и развитие контактов между людьми. Общение
необходимо всем людям, оно провоцируется потребностями личности и
обусловлено совместной деятельностью, которая включает в том числе и
обмен информацией [26, с. 86].
А.Г. Рузская выделяет, что коммуникация в процессе формирования
социально-коммуникативных навыков – это процесс, который
осуществляется посредством передачи содержания социально-
исторического опыта человечества. Простым языком, это и есть сам по себе
процесс общения, но он происходит с целью передачи определенной
информации [43, с. 88].
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией стоит понимать
социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в
условиях межличностного и массового общения по различным каналам с
помощью разных коммуникативных средств [4, с. 24]. По его мнению,
общение – это обмен сообщениями, чувствами и непосредственное
взаимодействие между людьми.
Также Борисевич выделяет, что в отличие от общения, коммуникация
предполагает наличие цели, которая важна для одного или сразу нескольких
инициаторов общения.
На основании мнения Т.А. Репиной важно отметить, что общение – это
процесс, во время которого происходит приобретение навыков и умений,
например, к данным навыкам можно отнести умение установить контакт,
поддержание разговора, умения слушать и высказать свою точку зрения,
аргументировать и отстоять свою позицию, возможность прийти к
компромиссному решению [39, с. 76].
Социально-коммуникативные развитие старших дошкольников
подразумевает навыки взаимодействия с окружающими людьми и развитие
следующих навыков [49]:
– понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых;
– вести диалог с взрослыми и сверстниками;
– сформулировать и задать вопрос;
– участвовать в коллективном обсуждении темы;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном
детстве. Москва: Форум, 2015. 142 c.
2. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Общение ребенка со
сверстниками как пространство социального развития старших
дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2016. C.185-188.
3. Белянина М.В. Коммуникативная культура личности. М.:
Академия, 2014. 252 с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.
СПб.: Питер, 2008. 400 с.
5. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у
старших дошкольников. М.: Аркти, 2015. 96 с.
6. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики,
2006. 615 с.
7. Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка // СДО.
2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-zona-blizhayshego-
razvitiya-rebenka (дата обращения: 08.05.2018).
8. Давыдов В.В. Игра сюжетно-ролевая // Психологический словарь.
URL: http://www.voppsy.ru/dictionary-d.html (дата обращения: 23.04.2018).
9. Дудко Я.О. Сюжетно-ролевая игра как средство
социальнокоммуникативного развития дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL:
10. https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-
sotsialnokommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-
rechi (дата обращения: 22.05.2022 года).
11. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика
совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт.
психол. наук. СПб., 1991. 380 с.
12. Иванова Е.С. Сущность и специфика профилактики негативных
эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий. //
Электронная библиотека «Киберленинка». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-profilaktiki-
negativnyhemotsionalnyh-sostoyaniy-doshkolnikov-sredstvami-igrovyh-
tehnologiy (дата обращения: 22.05.2022 года).
13. Итильсон Л.Б. Социальная психология: учеб.пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ Академия, 2013. 264 с.
14. Карпова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. М.:
Просвещение, 2006. 80 c.
15. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Ред.
коллегия: проф.
16. Г.Г. Шахвердов и др. М.: Физкультура и спорт, 1952. 384 с.
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред.
Рузской
18. А.Г. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. 384 с.
19. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //
20. Методологические проблемы социальной психологии. 2005. С.
124.
21. Макарова Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника //
Детский сад: теория и практика. 2011. №1. С. 96-103.
22. Михайленко Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.:
Академический проект, 2002. 160 с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 2013.
296 c. 34. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание
дошкольника. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
24. Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у
детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011. 159 с.
25. Привалова С.Е. Результаты исследования сформированности
коммуникативных умений у дошкольников. // Электронная библиотека
26. «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-
issledovaniyasformirovannosti-kommunikativnyh-umeniy-u-doshkolnikov (дата
обращения: 22.05.2022 года).
27. Проняева С.В. Формирование коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста: дис... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 164 с.
28. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения. М.: Педагогика,
1988. 125 с.
29. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.:
Академия, 2005. 248 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2014.
705 с.
31. Рудик П.А. Психология. М.: ВЛАДОС, 2013. 336 с.
32. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных
умений // Среднее профессиональное образование. 2015. С. 21-22.
33. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных
взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи. //
Электронная библиотека «Киберленинка». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-sredstvo-diagnostiki-
mezhlichnostnyhvzaimootnosheniy-doshkolnikov-v-norme-i-s-obschim-
nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 22.03.2018 года).
34. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов 3-е
издание. СПб, 2009. 307 с.
35. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.:
Академия, 2014. 151 с.
36. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М:
Просвещение: Владос, 2004. 103 с.
37. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. М.:
Владос, 2011. 185 с.
38. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / сост. С.Ф.
Егоров. М.: Просвещение, 1994. 208 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL:
http://edu.mari.ru/mouomedvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО
.pdf (дата обращения: 22.03.2018 года).
40. Чернявская В.С. Ахмадуллина О.В. Опыт исследования
сюжетноролевой игры у дошкольников. // Электронная библиотека
«Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-issledovaniya-
syuzhetno-rolevoy-igryu-doshkolnikov (дата обращения: 22.03.2018 года).
41. Шпицина Л.В. Азбука общения М.: Детство Пресс, 2002. 384с.