Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушениями является общее недоразвитие речи. Данный тип нарушения имеет тенденцию к значительному росту и часто сочетается с другими речевыми нарушениями - с заиканием, стертой дизартрией и т.д.
Проблемами коррекционной работы общего недоразвития речи и анализом причин их возникновения занималось множество исследователей. Среди них можно выделить работы Л.В. Лопатиной, В.И. Селиверстовым, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцевым, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.
Проблема развития речи в контексте развития когнитивных, психологических функций рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, Ю. Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
Вопросы развития языкового строя речи отражены в работах Ю.Д. Апресяна, Л.А. Введенской, Т.А. Ладыженской, Д.С. Лихачева, М.Р. Львова, Л.Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородича и др.
Не смотря на то, что множество исследователей занимались вопросами исследования особенностей развития речи в онтогенезе, проблема формирования грамматических категорий у детей с ОНР остается недостаточно изученной.
Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений речевой деятельности. Среди основных проявлений общего недоразвития речи можно выделить ограниченность лексического состава речи, нарушения процесса словообразования, сложность усвоения грамматических норм языка.
Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются особенностями старшего дошкольного возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.
Значимость исследования грамматического строя связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в части грамматического строя, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь.
Объект исследования: грамматические категории у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: особенности формирования грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотезой исследования послужило предположение, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются выраженные нарушения грамматических категорий, что препятствует их успешной подготовки к школьному обучению.
Целью данной работы является изучение особенностей формирования грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с целью разработки методических рекомендаций для логопеда и воспитателей групп.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
-Изучить особенности формирования грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-Составить методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию грамматических представлений.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Грамматические категории языка, как проблема современной логопедии
Грамматика – это итог абстрагирующей отвлечённой работы коры головного мозга, которая основывается на конкретных фактах и является отражением действительности. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (суффикс, приставка или окончание) имеют определённое значение. Так, в формах кукла и куклы окончание, а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает число, род, падеж.
В жизни большое значение имеет освоение грамматического строя языка, так как только синтаксически и морфологически оформленная речь может быть понятна собеседнику и будет служить для него средством общения со сверстниками и взрослыми.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка наряду с функцией общения начинает выполнять функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Особую роль в формировании и выражении мысли играет синтаксис, то есть в развитии связной речи [5, c 57].
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Дошкольник начинает мыслить более последовательно и логично, правильно излагать свои мысли, обобщать и отвлекаться от конкретного. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая при этом ему переход к изучению языка в школе.
Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и пр.) требует владения приёмами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Залог успешной общей речевой подготовки – это развитие грамматического строя. Оно обеспечивает практическое владение морфологическим, фонетическим и лексическим уровнями языковой системы. Положительно влияет формирование грамматических навыков и на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт для введения понятия нормы («нельзя» или «можно», «правильно» или «неправильно»), предпосылки для появления планирующей функции речи.
Следует отметить, что дети, у которых хорошо развит грамматический строй речи, считаются эмоционально здоровыми. Такие дети безболезненно входят в школьный коллектив, чувствуют себя полноценными и равноправными участниками коллективной деятельности.
Системное изучение грамматических категорий как основы грамматического строя языка представляется актуальным как в сфере лингвистической теории, так и для решения ряда прикладных задач.
В исследованиях P.E. Левиной, Р.И. Лалаевой, C.Ä. Мироновой, В.К. Орфинской, Н.В. Серебряковой и других, отмечается, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у детей с нормальным речевым развитием. Но есть ряд важных особенностей, таких как позднее начало речи, аграмматизмы и т.п.
В исследованиях Н.С. Жуковой, В.К. Филичевой, С.Н. Шаховской и других указаны особенности становления и развития речи детей с общим недоразвитием речи, в частности, её грамматической стороны [12].
Общее недоразвитие речи часто сопровождается несформированностью ее грамматической стороны. Формирование грамматического строя речи при общем недоразвитии речи проходит с значительными трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Особенностью формирования грамматической стороны речи является зависимость от освоенности лексики и семантики, от степени знакомства со словом, от владения звукослоговой структурой слова и речевыми моделями, лежащих в основе различных типов предложений: отсутствие этих компетенций и приводит к большому количеству аграмматизмов в речи детей с общим недоразвитием речи.
Без полноценного формирования грамматических категорий имени прилагательного в речи детей не закрепляется использование этой части речи. Проблема формирования грамматических категорий имени прилагательного у школьников с общим недоразвитием речи имеет огромное значение в современной логопедии.
1.2. Становление грамматического строя речи в онтогенезе
Рассмотрим особенности онтогенеза развития грамматического развития речи у детей в норме подробнее. На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний [7].
В 3 года ребёнок должен:
1) образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;
2) образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;
3) образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;
4) образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;
5) согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;
6) правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.
В 4 года ребёнок должен:
1) образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;
2) употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;
3) правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;
4) образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;
5) правильно согласовывать слова в предложении.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).
В 5 лет ребёнок должен:
1) согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
2) образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
3) образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
4) правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Т.В. Практическое пособие по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 48 с.
2. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 61 с.
3. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико- грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2019 – №6.
4. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников. – М.: КАРО, 2018. – 100 с.
5. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с ОНР// Логопед. – 2014. – №1. – С. 33-40
6. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: Монография / Т.Н. Волкова. – М., 2017. – 192 с.
7. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2017. – 224 с.
8. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2017. – 112 с.
9. Гризик Т. Конспекты занятий по развитию речи детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество». – М.: Просвещение, 2015. – 152 с.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Р.Г. Ефименкова. — М.: Национальный книжный центр, 2015. – 221 с.
11. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - М. : АльянС, 2013. - 367 с.
12. Мещерякова Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. – 2019 – №6.
13. Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.
14. Потемкина Л.А. Развитие связной описательной речи у дошкольников с ОНР (III уровня) / Л.А. Потемкина. – НГПУ им. К. Минина, Нижний Новгород, 2017. – 46 с.
15. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2014. – № 6. – С. 48-53.
16. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 77 с.
17. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед – 2015 – №2.
18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2014. – 128 с.
19. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина. – 2-е изд. – М.: Гном Пресс, 2016. – 167 с.