Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных учёных-психологов и социологов, таких как Т.В. Бендас, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, О.А. Воронина, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и другие.
В обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола.
Однако сознанию обоих полов присущи стереотипные представления о роде занятий, положении, статусе. Эти стереотипы откладывают свой отпечаток при желании мобилизовать свои возможности и реализоваться как личность.
Г ендерные стереотипы упрощают процесс мышления человека, но при этом резко ограничивают восприятие представителя другого пола, мешают правильно понимать партнёра, эффективно взаимодействовать с ним.
Гендерные отношения, затрагивающие самую суть общественных изменений, редко становятся предметом специального анализа, в результате все еще довольно малоизвестно о том, как «устроена» гендерная культура российского общества. Поэтому, считаем, что нужно более глубоко изучить вопрос влияния гендерных стереотипов на возникновение конфликтов в обществе, а также возможность их предупреждения и предотвращения.
Работа посвящена гендерным стереотипам, их роли в возникновении конфликтов и стереотипам, присущим современному Российскому обществу.
Актуальность данной темы состоит в том, что гендерный аспект, как составная часть общего процесса социокультурного воспроизводства
общества, - одна из наименее исследованных проблем.
Цель: изучить связь гендерных стереотипов со спецификой оценки конфликтов между юношами и девушками.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие пола, гендера, стереотипа.
2. Выделить основные подходы к изучению гендерных стереотипов.
3. Изучить основные виды и функции гендерных стереотипов.
4. Выделить основные типы и особенности гендерных стереотипов в России.
5. Выявить роль гендерных стереотипов в возникновении конфликтов в России и возможности предупреждения гендерных конфликтов.
6. Провести анализ связи между гендерными стереотипами и оценкой конфликтов между юношами и девушками.
Объект исследования: гендерные стереотипы.
Предмет исследования: связь гендерных стереотипов с представлением о конфликтах между юношами и девушками.
Гипотеза: существует связь между гендерными стереотипами и оценкой конфликтов между юношами и девушками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ КАК ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
1.1 Понятие пола, гендера, стереотипа
Культурно-антропологические исследования предоставили важные сведения о многообразии приписываемых женщинам и мужчинам характеристик в разных культурах. Но эти работы ставили под сомнение до того времени казавшиеся очевидными биологические объяснения, так что разница в общественном положении женщин и мужчин не могла больше объясняться их половыми признаками. Так, биологическому полу был противопоставлен пол в значении вида (гендер). Но мы не можем использовать понятия «пол» и «гендер» в одном значении.
Анна Тёмкина - доктор философии (Университет Хельсинки), профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге в своем интервью говорила следующее: «главный толчок к современному представлению о гендере дало женское движение (вторая волна феминизма) в западных обществах в 1970-80-е годы, которое переработало и критически объединило много разрозненных социальных теорий. Например, на идею гендера (гендерных различий) сильно повлиял марксизм: оказались важны представления об эксплуатации и неравенстве в интерпретации положения женщин. С другой стороны, повлиял психоанализ - например, идея о том, что усвоение образцов женственности и мужественности и их неравенство происходит в процессе раннего психосексуального развития через отношения с матерью и с отцом, то есть через определенного рода культурные и символические структуры, а не возникает буквально из биологии» [27].
Одной из первых обратила внимание на существование системы пол - гендер антрополог Гэйл Рубин. Она пыталась разработать новый подход к описанию различения полов, которое является очевидной конституирующей формой организации при возникновении общества и культуры.
В ее статье «Обмен женщинами: заметки по поводу «политической экономии» пола» (1975) «гендер» определяется как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности» [8].
В своем эссе Шерри Ортнер «Женщина vs. мужчина равняется природа vs. культура?» дает понять, какие цели поначалу преследовала новая постановка вопросов. Так как в оппозиции «природа vs. Культура» культуре отводится менее значимый статус, то на основании так часто постулируемой близости женщины и природы происходит имплицитное, часто неосознанное умаление ценности женщин. Продуктивная деятельность женщины относилась к менее почетной приватной сфере, в то время как продуктивная, созидающая культуру деятельность была возможна лишь в общественной сфере, которую представлял мужчина. Только таким образом можно понять, почему, несмотря на культурные различия в деятельности мужчин и женщин, статус женщины в любой культуре был менее значительным [3].
Пол - это совокупность признаков, по которым организмы, обладающие способностью к половому размножению, подразделяют на мужские и женские особи [20].
Термин «пол» характеризует биологические различия между людьми, определяемые особенностями строения клеток, физиологическими характеристиками и функциями.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. с. 307. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.studfiles. m/preview/4191509/page:33/
2. Бран Г. Гендерные исследования в России: особенности и проблемы. Самара: Самарский университет. 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.belintellectuals.eu/media/library/G.Brandt_Gendernye_Issledovanija_v
_Rossii.doc
3. Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие/под ред. Жеребкиной И. А. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя. 2001. 708 с.
4. Виноградова Т.В., Семенов В.В., «Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов». «Вопросы психологии», 1993 г., N 2, с. 63.
5. Воронина О.А. Женщина и визуальные знаки. Идея - Пресс, 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000028479
6. Гидденс Э. Социология. Пол, гендер и биология, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://society.polbu.ru/giddens_sociology/ch53_all.html
7. Головин С.Ю. Национальная Энциклопедическая Служба// Словарь практического психолога. Минск.: Харвест, 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/stereotip
8. Зиновьева Е.С. Предпосылки становления гендерной лингвистики // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. Том I (Гуманитарные науки).
9. Ильюшкин В. В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки. Подходы к определению понятия «социальный стереотип». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //docs.google.com/viewemg/viewer?url=http: //vocable.ru/upload/pdf/7/1114 75.pdf
10. Клецина И. С. Гендерный подход в системе гендерного образования// Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-й Международной Летней Школы по гендерным исследованиям (Фарос-1998) /ХЦГИ. Харьков. 1998. С. 193-215.