Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни.
Проблема изучения координационных способностей младших школьников, на современном этапе приобретает особую актуальность в связи с тем, что одним из путей эффективного управления своими движениями является совершенствование координационных способностей. И это требует поиска эффективных средств развития координации младших школьников.
Большое внимание вопросу изучения координационных способностей школьников уделялось такими учеными как, как Аустер Б. В., Ботяев В. Л., Лях В. И.
Вопрос физического воспитания детей младшего школьного возраста показан в работах Матвеева Л. П., Холодова Ж. К. Изучением особенностей развития координации младших школьников в школе, занимались Баландина В. А., Верхлина В. Н., Тарасова Л. И.
По мнению ученых, особую важность имеет формирование именно координационных двигательных способностей в возрасте 6–11 лет, когда происходит «закладка фундамента» для их развития. Достижению этой цели может способствовать применение спортивных игр, так как использование элементов игры дает возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс изучения координационных способностей.
Цель курсовой работы – изучение координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- определить понятия «координационные способности».
- изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста. -выявить средства и методы воспитания координационных способностей.
- проанализировать классификацию и состав тестов, характеризующих координационные способности детей.
- изучить уровень координации движений у младших школьников.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты изучения координационных способностей у детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие «координационные способности»
Под физическими качествами человека понимается социально обусловленные совокупности психических и биологических его свойств. Другими словами, физические качества – это готовность людей осуществлять какую-либо двигательную деятельность (чаще активную). Следует особо отметить, что от других качеств личности они отличаются лишь тем, что проявляются во время решения двигательных задач при помощи двигательных действий.
Координация – это способность выполнять определенную двигательную задачу посредством взаимодействия мышц, реакции, концентрации внимания, техники выполнения движения, а также прогнозирование дальнейших действий. Например, ловля какого-то предмета, падающего со стола, налету, задействует все перечисленные способности человека.
Существуют такие виды координации, как:
Межмышечная координация – взаимодействие всех мышц, задействованных в движение, сюда входит: координационная согласованность мышц-синергистов и антагонистов, сокращение соответствующих мышц в определенном порядке с достаточной интенсивностью.
Внутримышечная координация – это восприимчивость мышц к нервным импульсам, то есть отклик мышц на иннервацию.
Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно и целесообразно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.
В структуре координационных способностей следует выделять:
1) способность к овладению новыми двигательными действиями;
2) умение дифференцировать различные характеристики движений (пространственные, временные и динамические параметры);
3) способность к импровизации и комбинациям в процессе двигательной деятельности.
Вопросы развития координационных способностей и их значение в физическом воспитании актуальны для всех возрастных периодов. Умело осуществлённый подбор средств и методов координационной направленности на уроках физической культуры не только содействует развитию координационных способностей, но и способствует расширению двигательного потенциала учащихся. В методике развития координационных способностей у занимающихся главным является систематическое и последовательное обучение новым разнообразным двигательным действиям на базе «старых» координационных связей и формирование на этой основе новых и более сложных видов координации движений[10].
Научные данные свидетельствуют, что наиболее интенсивно показатели различных координационных способностей нарастают с 7 до 11-12 лет. В старшем школьном возрасте рост координационных способностей продолжается, хотя меньшими темпами и неравномерно. К 15-17 годам уровень развития координационных способностей достигает уровня взрослого человека.
Поскольку учащиеся способны сознательно управлять своими движениями и могут регулировать сложные в координационном отношении технические действия, то в процессе освоения учебной программы по различным видам спорта целесообразно на занятиях применять более широкий круг специальных координационных упражнений и заданий. Они оказывают сопряжённое воздействие как на координационные способности в целом, так и на совершенствование двигательных и психофизиологических функций (сенсомоторных, перцептивных, интеллектуальных и др.). Их преимущественное воздействие будет определяться только методической направленностью.
Фундамент координации строится на высокоразвитом мышечном (двигательном) чувстве и пластичности нервных процессов. Чем выше у ребенка точность ощущения и восприятия собственных движений, тем быстрее он овладевает новыми упражнениями. Значительную роль здесь играет предшествующий двигательный опыт. Новые движения быстрее осваивают те дети, у которых больше запас различных двигательных координаций и навыков [4, с. 60].
Уровень ловкости и координационных способностей определяется соответствием двигательных действий к возникающим ситуациям окружающей обстановки. Ловкость может проявляться в трех основных направлениях КС. В способности к овладению новыми движениями, умением дифференцировать и управлять различными характеристиками движений, в способности к импровизации и двигательному комбинированию в процессе двигательной деятельности [7, с. 18].
Непрерывное освоение новых упражнений – основной путь для развития ловкости. Причем наиболее полезны специальные упражнения. Характерные особенности этих упражнений следующие:
-Точность движений, зависящая от согласованности мышечных усилий с заданным направлением, амплитудой и скоростью движений.
-Согласованность движений, выполняемых различными частями тела, во времени, в пространстве и по силе.
Средства координационной направленности рекомендуется включать во все части занятия: вводную - во время ходьбы, в разминочный бег, в комплексы общеразвивающих упражнений; в основную - между подходами, сериями основных упражнений и в фазах отдыха, а также в заключительную, где следует уделить внимание совершенствованию способности к произвольному расслаблению мышц, что ведёт к скорейшему восстановлению организма после нагрузки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьев, В. П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества / В. П. Артемьев : учебное пособие – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. – 284 с. - ISBN 978-5-7510-0404-0. - Текст : непосредственный.
2. Грецов, Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика: Учебник / Г.В. Войнова, С.Е. Грецов - М.: Academia, 2018. - 158 c. - ISBN 978-5-8064-1465-7. - Текст : непосредственный.
3. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие /В.П. Губа. - М.: Смоленск, 2014. -138 с. - ISBN 978-5-94708-243-2. -Текст : непосредственный.
4. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c. -ISBN 978-5-9710-0237-6. - Текст : непосредственный.
5. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. для студентов вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.– М.: Академия, 2015. – 272 с. - ISBN 987-5-9772-0162-9. - Текст : непосредственный.
6. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с. -ISBN 978-5-9710-0211-2. - Текст : непосредственный.
7. Зациорский, В. М. Биомеханические основы выносливости / В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский, Н.А. Якунин. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208 c. - ISBN 978-5-7510-0404-0. Текст : непосредственный.
8. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 205с. ISBN 978-5-8064-1465-7. Текст : непосредственный.
9. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 35 с. - ISBN 978-5-94708-243-2. Текст : непосредственный.
10. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koordinatsionnye-sposobnosti-opredelenie-osnovnye-podhody-k-izucheniyu-sovremennye-sredstva-i-metody-razvitiya/viewer (дата обращения 23.05.2022)
11. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. – 393 c. ISBN 978-5-9710-0237-6. Текст : непосредственный.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник/ – Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – Москва : Советский спорт, 2014 – 464с. - ISBN 987-5-9772-0162-9. Текст : непосредственный.
13. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2016. – 290 с. -ISBN 978-5-9710-0211-2. Текст : непосредственный.
14. Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста / Л.Д. Назаренко.– Москва: 2013.–401с. – ISBN 978-5-534-099287. Текст : непосредственный.
15. Пигалова, Л.В. Физическое воспитание учащихся младших классов: учебное пособие / Л.В. Пигалова.– Челябинск: УралГУФК, 2017.– 72с. – ISBN 978-5-44685099-0. Текст : непосредственный.
16. Пирогов, С. В. Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры / С. В. Пирогов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 436-440. – ISBN 978-5-9916-99792. Текст : непосредственный.
17. Сафин Л.Я. Особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2. С 5. – ISBN 978-5-93913-182-7. Текст : непосредственный.
18. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 166 c. ISBN 978-5-9909991-2. Текст : непосредственный.
19. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: Учебник / Под ред. Торочкова Т.Ю.. - М.: Academia, 2019. - 192 c. ISBN 978-5-44685099-0. Текст : непосредственный.
20. Харитонов, В.И. Учебное пособие по диагностике, оценке и коррекции физической подготовленности юных спортсменов / В. И. Харитонов [и др.]– Челябинск: УралГУФК.–2014.–72с. -ISBN 978-5-9710-0211-2. - Текст : непосредственный.
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва : Академия, 2016. – 280с. – ISBN 978-5-534-099287. Текст : непосредственный.