Фрагмент для ознакомления
2
включает в себя нормы, которые касаются понятия и видов преступлений и наказаний.
4) Законы субъектов Российской Федерации являются правовыми документами, которые принимаются законодательными органами субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что данные правовые акты носят обязательный характер лишь для тех граждан, которые непосредственно проживают на территории данного субъекта.
Кроме того, все законы можно классифицировать и по иным различным основаниям:
1) по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума, либо же соответствующим представительным органом законодательной власти);
2) по предмету правового регулирования (в частности, конституционные, административные, гражданские, уголовные и тому подобное);
3) по сроку действия (законы, которые носят временный характер, и постоянные законы);
4) по характеру (текущие и чрезвычайные);
5) по сферам действия (общефедеральные и региональные);
6) по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и другие);
7) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
8) по объему регулирования (общие и специальные).
2.2. Порядок принятия законов
Принятие закона осуществляется представительным органом законодательной власти. В тоже время, существует определенный порядок принятия закона, который именуется законодательным процессом. Рассмотрим его более подробно.
Законодательный процесс - это нормативно закрепленная сложная система последовательно сменяющих друг друга определенных действий, в результате которых происходит принятие соответствующего закона.
Законодательный процесс имеет свои специфические черты:
1) законодательный процесс является юридическим выражением государственно-властной деятельности, иными словами, он не может существовать без определенных субъектов, а именно: субъекты законодательной инициативы, комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации и тому подобное;
2) законодательный процесс является отражением законотворческой деятельности Федерального Собрания. В результате этого важнейшим признаком законодательного процесса является стадийность;
3) законодательный процесс имеет свои определенные рамки, которые заключаются в том, что обсуждение проекта закона осуществляется только в палатах Федерального Собрания—парламента России, а подписание закона осуществляет Президент Российской Федерации;
4) существует источник законодательного процесса, который находит выражение в правовых нормах;
5) конечной целью законодательного процесса является принятие соответствующего закона и его вступление в юридическую силу.
Важнейшей особенностью законодательного процесса является то, что он подразделяется на определенные элементы, именуемые процессуальными стадиями.
Законодательная инициатива выступает в качестве первой стадии законодательного процесса, состоящая в установленном действующим российским законодательством праве соответствующих органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект или входить с предложениями о необходимости принятия, изменения, отмены существующих законов.
Законодательная инициатива является конституционной возможностью вносить в законодательный (представительный) орган проекты федеральных законов, конституционных и «обычных», а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в существующее уже на сегодняшний день законодательство, а равно о признании соответствующих законов недействующими, утратившими силу.
На основании вышесказанного можно увидеть отличие простого обращения в парламент и права законодательной инициативы, в соответствии с которым законодательный (представительный) орган должен начать рассмотрение внесенного законопроекта по процедуре. Следовательно, на данной стадии имеет место официальная передача субъектом права законодательной инициативы законопроекта в Государственную Думу. В соответствии с действующим российским законодательством законопроекты в рамках законодательной инициативы подлежат внесению в Государственную Думу.
Подготовленный к внесению в законодательный орган законопроект направляется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. При этом предоставленный законопроект должен пройти процедуру регистрацию законопроекта соответствующими
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 16.04.2022 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1997. № 3; // Российская газета. 2022. № 37.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 25.03.2022 № 63-ФЗ) // Российская газета. 1996. № 113; // Российская газета. 2022. № 45.
4. Федеральный закон от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 01.05.2019 № 83-ФЗ) // Российская газета. 1994. № 111; // Российская газета. 2019. № 45.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21.12.2021 № 424-ФЗ) // Российская газета. 2011. № 25; // Российская газета. 2021. № 293.
Научная и специальная литература
1. Борискова И.В. Современный законодательный процесс Российской Федерации. // Вестник Воронежского института МВД РФ. 2007. № 4. С. 61-66.
2. Быконя А.В. Законы: понятие, виды и их особенности. // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17. С. 57-59.
3. Жинкин С.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2017. - 328 с.
4. Зяблова Т.Е. Новизна закона: понятие и виды. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 96-106.
5. Кича М.В. Соотношение форм и источников права с позиции интегративного правопонимания. // Юридическая наука. 2014. № 2. С. 25-31.
6. Кожевников В.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2019. - 508 с.
7. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 569 с.
8. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2018. - 336 с.
9. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. - М.: Инфра-М, 2020. - 527 с.
10. Тихомиров Ю.А. Теоретические основы классификации законов. // Право и современные государства. 2018. № 2. С. 9-19.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Омега-Л, 2020. – 354 с.
12. Шевчук Д.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2021. - 376 с.