Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пространственное воображение играет весомую роль в современном образовательном процессе: оно содействует успешному усвоению геометрического материала, в частности – стереометрического, где необходимо уметь читать изображения фигур, мысленно представлять требуемый объект, удерживать в поле зрения сразу несколько объектов и оперировать ими. Поэтому важной задачей в начальном обучении является овладение детьми младшего школьного возраста навыками пространственного воображения в соответствии с предъявляемыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и основной образовательной программой начального общего образования.
Пространственное воображение, создание и оперирование образами, ориентация в реальном и воображаемом пространстве – важный компонент психического развития человека, значимость которого неоднократно подчеркивали педагоги и психологи. Проблема развития пространственного воображения младших школьников рассматривается в трудах А.В. Андрущенко, И. Волковой, Л.С. Выготского, Ю.З. Гильбуха, В.А. Крутецкого, Н.А. Плотниковой, А.М. Пышкало, Н.Н. Столяровой, А.Я. Цукарь, И.С. Якиманской, и др.
В последнее время педагогами отмечается снижение математической подготовленности учащихся в разных аспектах. Это проявляется в первую очередь из-за низкого уровня пространственного воображения. Можно выделить две основные причины такого положения. Во-первых, процесс обучения геометрии в школе строится преимущественно как изучение некой проекции науки геометрии, а значит, не всегда учитываются психологические закономерности развития мышления, особенности процесса восприятия, личностный опыт учащихся. Во-вторых, пространственное воображение, является разновидностью образного мышления, которое вряд ли может быть сформированным полностью в рамках традиционной школьной программы по математике. Но именно образная стратегия мышления учащихся лежит в основе их собственных интуитивных способов решения задач. Без пространственного воображения нельзя решать многие задачи, но особенно важно умение образно мыслить для такого раздела знания, как математика.
Наиболее подходящим периодом для развития пространственного воображения является школьный возраст до 11-12 лет.
В начальной школе развитие пространственного воображения в основном происходит на уроках математики с элементами геометрии. Одной из задач обучения младших школьников элементам геометрии является выработка у них практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью чертежных и измерительных инструментов.
Основу работы по формированию пространственного воображения составляет, прежде всего, создание запаса пространственных представлений, получаемых на основе непосредственного знакомства с материальными образами геометрических объектов, которые в дальнейшем совершенствуются с привлечением геометрического материала.
На базе создания запаса представлений в дальнейшем становится возможным формирование собственно пространственного воображения, когда новые пространственные представления создаются как комбинация ранее созданных.
Пространственное воображение вырабатывается в процессе упражнения с пространственной ориентировкой реальных предметов, материальных моделей геометрических фигур. Такие упражнения способствуют развитию пространственного воображения, вооружают учащихся практическими навыками, широко применяющимися в жизненных ситуациях, таким образом, изучение геометрического материала является одним из средств связи обучения с жизнью.
Цель: изучить развитие пространственного воображения младших школьников при изучении геометрического материала.
Задачи:
– изучить развитие пространственного воображения у младших школьников при изучении математики;
– рассмотреть уроки математики как средство развития
пространственного воображения у младших школьников;
- организовать практическую работу по развитию пространственного воображения у младших школьников при изучении геометрического материала.
Объект: процесс развития пространственного воображения у младших школьников.
Предмет - педагогические условия развития пространственного воображения у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: развитие пространственного воображения у младших школьников на уроках математики будет эффективным, если:
- уделять внимание активизации интереса и пространственной ориентировки при выполнении заданий геометрического характера;
- систематически использовать развивающие упражнения, разработанные на основе принципа усложнения.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 24, во 2 «Б» классе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие пространственного воображения у младших школьников при изучении математики
В современном российском обществе одним из центральных моментов, которым должен овладеть младший школьник и без которого невозможно дальнейшее обучение математике, является пространственное воображение. В предметных результатах освоения основной образовательной программы включено овладение основами пространственного воображения, которые отражены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Пространственное воображение неотъемлемое звено в развитии младшего школьника. Оно составляет ядро успешности образования на всех этапах обучения, является центральным условием овладения математического аппарата, который применяется во многих науках, и характеризует общую умственную культуру ребенка. Помимо этого, формирование пространственного воображения – это опора мышления, так как именно внутренние образы, их содержание служат базой для умственных действий, лежащих в основе многих процессов - от простого воспоминания до абстрактного рассуждения.
В теории и методике преподавания математики младшим школьникам термин пространственное воображение встречается не так часто, но это не говорит о том, что его развитию не стоит уделять внимания, напротив, рассмотрев труды вышеупомянутых ученых можно сделать вывод, что это крайне важный момент, поэтому рассмотрим его основные понятия.
Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью, утверждает в своих трудах Р.С. Немов. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма [28, с.260].
Воображение, включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными [24, с.97].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка / А. Андреева // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 20-23.
2. Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики: пособие для учителя / А.В. Андрущенко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 136 с.
3. Аргинская И.И. Роль геометрического материала в курсе математики начальной школы и специфика его изучения / И.И. Аргинская, Е.В. Вороницина // 1 сентября. – 2005. – № 23 – С. 12-20.
4. Аргинская И.И. Математика: 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина. – 2-е изд., стер. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2012. — 128 с.
5. Аргинская И.И. Математика: 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина. – 2-е изд., стер. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2012. — 128 с.
6. Аргинская И.И. Математика: 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина. – 3-е изд., стер. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2013. — 128 с.
7. Аргинская И.И. Математика: 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина. – 3-е изд., стер. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2012. — 128 с.
8. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Л.М. Полевщикова. – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.
9. Белкин А. Ситуация успеха, как ее создать / А. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
10. Белошистая А.В. Методика обучения математики в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 455с.
11. Белошистая А.В. Почему школьникам трудно дается геометрия? / А.В. Белошистая // Математика в школе. – 1999. – № 6. – С. 14-19.
12. Беседы с учителем: 2 класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 320 с.
13. Веревка В. Изучаем страну геометрию / В. Веревка // Первое сентября. – 2003. – № 16.
14. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа. – 1993. – №7. – С. 53-60.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : Книга для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
16. Габайдулин И.А. Развитие пространственного воображения на уроках изобразительного искусства / И.А. Габайдулин // Начальная школа + до и после. – 2005. – № 1. – С. 69-70.
17. Гильбух Ю.З. Тренировка пространственного воображения / Ю.З. Гильбух // Школа и производство. – № 8. – 1989. - С. 22-30.
18. Гребнева В.В. Психология для кураторов: Учебное пособие / В.В. Гребнева. – Белгород, 2006. – 202 с.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1986.
20. Иншакова О. Леворукие дети и математика / О. Иншакова // Первое сентября. – 2003. – № 22.
21. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2002. –288 с.
22. Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики / С.А. Конева // Начальная школа + до и после. – 2006. –
№ 10. – С. 36-40.
23. Краткий психологический словарь / Абраменкова В.В., Аванесов В.С., Агеев В. С. и др. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
24. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 2 Познавательная деятельность личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуально-психологические особенности личности / под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб. – Питер, 2004. – 583 с.
26. Марцинковская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 400 с.
27. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
28. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 688 с.
29. Общая психология / сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.
30. Плотникова Н.А. Развитие пространственного воображения детей методом оригами / Н.А. Плотникова // Начальная школа + до и после. – 2003. –
№ 7. – С. 67-72.
31. Плотникова, Н.А. Развитие пространственного воображения методом интеграции изобразительного искусства и оригами / Н.А. Плотникова // Начальная школа + до и после. – 2004. - № 7. - С. 45-51.
32. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: пособие для учителей / А.М. Пышкало. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
33. Реброва Н.П. Функциональная межполушарная ассиметрия мозга человека и психические процессы / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева. – СПб.: Речь, 2004. – 96 с.
34. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-методическое пособие / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сомина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 128 с.
35. Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы (второе полугодие) / В.Н. Рудницкая. – 2-е изд., перераб.. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 112 с.
36. Рудницкая В.Н. Математика. 2 класс: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2-е изд., с уточнениями. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 144 с.
37. Рудницкая В.Н. Математика. 3 класс: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2-е изд., с уточнениями. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 144 с.
38. Рудницкая В.Н. Математика. 4 класс: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 160 с.
39. Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс (второе полугодие): Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 112 с.
40. Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с.
41. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 256 с.
42. Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 20016. – 192 с.
43. Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики / Г.И. Саламатова // Начальная школа + до и после.
– 2004. – №9. – С. 47-48.
44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 2013. – 384 с.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 672 с.
46. Тарасова А.П. Коррекционная работа в обучении младших школьников математике / А.П. Тарасова // Начальная школа. – 2017. –№4. – С. 25-28.
47. Тарасова О.В. Пространственная геометрия: история и современность / О. В. Тарасова // Начальная школа. – 2003. - № 8. – С. 81-83.
48. Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.
49. Ушинский К.Д. История воображения. Собрание соч. / К.Д. Ушинский. – М. 1950. – т.8.
50. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с.
51. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Издательство института психотерапии, 2004. – 480 с.
52. Фурс С. Левое и правое полушария мозга // Картинки из квадратов [Офиц. сайт]. URL: http://www.px-pict.com/4/6.html (дата обращения: 28.02.2018)
53. Цукарь А.Я. Упражнения на развитие пространственного воображения / А.Я. Цукарь // Математика в школе. – № 9. – 2000. – С. 14-18.
54. Чекин А.Л. Математика: 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. – 96с.
55. Чекин А.Л. Математика: 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. – 96с.
56. Чекин А.Л. Математика: 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. – 160с.
57. Чекин А.Л. Математика: 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. – 160с.
58. Чекин А.Л. Математика: 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. –160с.
59. Чекин А.Л. Математика: 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. – 160с.
60. Чекин А.Л. Математика: 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. – 128с.
61. Чекин А.Л. Математика: 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Р.Г. Чураковой
– М.: Академкнига/учебник, 2017. – 128с.
62. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов / И.В. Шадрина. М.: Школьная пресса, 2002. – 96 с.
63. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
64. Шарыгин И.Ф. Нужна ли школе 21-го века Геометрия / И.Ф. Шарыгин. – М.: Математическое просвещение, сер. 3, МЦНМО, 2004. – C. 37-52
65. Шаталова Е.В. Проблемы обучения математике детей 5-7 лет: учебное пособие / Е.В. Шаталова, А.П. Тарасова. – Белгород: КОНСТАНТА, 2007. – 88 с.
66. Штейнмец А. Э. Общая психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Э. Штейнмец. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
67. Щиряков А.Н. Как развивать пространственное воображение учащихся / А.Н. Щирякова // Математика в школе. – 1991. – № 1. – C. 29-32.
68. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: «Академия», 2004. – 320 с.
69. Янковская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С. 24-30.