Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной психолого-педагогической проблемой современности является патриотическое воспитание дошкольников. С малых лет человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить свою Родину, любить ее культуру и историю.
Актуальность формирования представлений о малой Родине, о своем регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития.
На современном этапе особое значение приобретает задача патриотического воспитания. В последние годы исследователи все больше внимания уделяют разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с разными сторонами действительности и воспитанием их на основе любви к Родине. Важность отбора доступной детям информации об окружающем мире обосновывается необходимостью ее систематизации, необходимостью формирования у детей положительного отношения к полученным знаниям и организации деятельности по ее закреплению.
Для эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагоги дошкольных образовательных учреждений должны овладеть соответствующими методами и приемами.
Патриотическое воспитание – одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, А.Г. Ковалёва, В.С. Мухина, А.С. Макренко, Д.С. Лихачёв, Л.Е. Никонова и др.
В концепции дошкольного образования детей особо подчеркивается необходимость организации в дошкольном образовательном учреждении работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации.
Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников, мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Практическая и социальная значимость проблемы патриотического воспитания дошкольников в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Объект исследования – процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – сформулировать и обосновать педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Проанализировать методы развития патриотических чувств детей дошкольного возраста;
4. провести диагностику уровня развития патриотических чувств старших дошкольников;
5. дать рекомендации по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ педагогической и методической литературы, изучение, сравнение и обобщение педагогического опыта;
2) эмпирические: наблюдения за деятельностью дошкольников; беседа; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОО.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Сказка»».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» всегда были актуальны и привлекали к себе внимание ученых из различных областей: психологии, педагогики, философии, истории и т.д.
Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, своему Отечеству, а «патриот» (от греческого patris — земляк) – как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи».
Патриотизм (греч. patris — родина) — нравственно-политическое начало, общественное чувство, сущностью которого являются любовь и преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины [3].
Нельзя оставить без внимания слова К.Д. Ушинского, патриотизм, по его мнению, является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. Ушинский К.Д. писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями [19].
Патриотизм выражает отношение человека к Родине, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.
Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт, поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.
Обратимся к понятию «патриотическое воспитание».
Под патриотическим воспитанием в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. понимается «процесс содействия нравственному развитию человека, формированию у него нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика, нравственного поведения» [6]. Этот процесс основывает чувство веры, ответственности, гражданственности, долга, терпения, милосердия, готовность к преодолению жизненных испытаний, способности к различению добра и зла, готовности служить людям и отечеству и т.д.
Патриотическое воспитание – это «комплекс целей, задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными и личностными ценностями» [10, с. 99].
Патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины» [7, с. 66].
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [14].
Патриотическое воспитание рассматривается М. Л. Афанасьевой как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, который способствует формированию патриотических убеждений, взглядов, чувств, становлению уважительного отношения к историческому прошлому своей страны и унаследованным от нее традициям Родины [4].
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина, Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : конспекты занятий / Н. В. Алешина. – Москва : Перспектива, 2011. – 310 c.
3. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]/ Н.Ф. Андреева // Управление ДОУ - 2005 - №1 - с.16-24.
4. Афанасьева, М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф.дисс.... канд. пед. наук / М. Л. Афанасьева. — М.: Просвещение, 2008. — 198 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2007. - 92с.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 12.05.2022).
7. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] // Ермакова, Т.В. // Методист. - № 3. – С. 66-68.
8. Казаева, Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. А. Казаева. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2000. – 210 с.
9. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – Санкт-Петербург : АКЦИДЕНТ, 2014 – 241 с.
10. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-100.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 414с.
12. Колпачук, О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. – С. 66-68.
13. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. – М.: Творческий центр, 2011. – 215 с.
14. Леванова Е. А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика: методическое пособие / Е. А. Леванова. — М.: Просвещение, 2013. — 64 с.
15. Ленская, О.В. Задачи патриотического воспитания [Текст]/ О.В. Ленская // Экономика, право, организация и управление в социальной работе. -2016. -№6. -С. 64-65.
16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
18. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 1990. – № 1.– С. 16-19.
19. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Изд-во УРАО, 2002. – 591 с.
20. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования htt://base.garant.ru/70512244/ - 17 октября 2013- №1155
21. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с.