Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье людей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье уже со школьного возраста, заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самими собой и миром.
События, которые происходят в нашем современном обществе, резко обострили вопросы безопасности жизнедеятельности и приняли характерные черты проблемы выживания человека, особенно гражданина нашей страны.
Дети должны быть подготовлены к тому, что в любой момент каждый из них или их родственники могут оказаться в опасности. Готовность к таким ситуациям является основной задачей учителя ОБЖ. Именно на его плечи ложится такая ответственность. Учитель ОБЖ должен дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания во всяческих жизненных ситуациях. Ученик, оказавшись в сложной ситуации, когда он видит, как страдает его близкий человек или он сам, может растеряться. В этом проявляется актуальность нашей темы. Учитель ОБЖ должен помочь развить умение правильно и вовремя оказать медицинскую помощь пострадавшему. А у того, кто обладает умением, риск растерянности становится гораздо меньше, появляется внутренняя уверенность в себе.
Актуальность исследования: сегодня в системе школьного образования предусмотрена подготовка детей к опасностям, подстерегающим нас в повседневной жизни, на природе и ЧС, обучение правилам поведения в экстренных ситуациях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Практически после каждой темы в учебнике, отдельно в рамочке есть «Медицинская страничка», где содержится информация об оказании первой помощи в той или иной проблемной ситуации. Но, к сожалению, прочитанная информация не всегда остается в памяти учащихся. За частую, не хватает времени на практические навыки, хотя бы в тех ситуация, которые предусмотрены приказом МЗ РФ от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». Я считаю, что данную проблему, отчасти можно восполнять не только в рамках уроков ОБЖ, так как время ограничено, но и при организации внеурочной деятельности.
Проблема исследования: как организовать эффективную работу на уроке ОБЖ по формированию у обучающихся знаний и умений в области мед знаний и оказания первой помощи.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс на уроках ОБЖ
Предмет исследования: методика обучения по разделу «основы медицинских знаний».
Цель: разработать методические рекомендации проведения занятий по основам медицинских знаний в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по теме «Содержание и методика обучения ОБЖ по разделу программы основы медицинских знаний»
2. Формирование у учащихся понятие о неотложных состояниях и факторах их вызывающих
3. Разработать рекомендации по использованию наиболее эффективных методов проведения занятий по разделу «Основы медицинских знаний».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Нормативно правовая база по оказанию первой помощи
Основным нормативным документом в сфере оказания первой помощи является Конституция РФ. В данном документе присутствует статья 41, в которой сказано: ―Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений‖ [11].
Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи".
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамов, М. Г. Неотложная терапевтическая помощь / М.Г. Абрамов. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2018. - 236 c.
2.А.Т.Смирнова комплексная учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 10-11 классов [Электронный ресурс]. – URL: https://yandex.ru (дата обращения: 05.04.2022).
3.Богоявленский, И. Ф. Доврачебная помощь при неотложных, критических состояниях: моногр. / И.Ф. Богоявленский. - М.: Гиппократ, 2017. - 736 c.
4.Буянов, В. М. Первая медицинская помощь / В.М. Буянов. - М.: Медицина, 2015. - 192 c.
5. Вялов, С. С. Неотложная помощь. Практическое руководство / С.С. Вялов. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 192 c
6.Демичев, С. В. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях / С.В. Демичев. - М.: Медицина, 2018. - 112 c..
7.Г.И.Турнер Руководство к перевязке ран / Г.И.Турнер. - Москва: ИЛ, 2017. - 200 c.
8.Зелинская, Д. И. Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях у детей. Учебное пособие / Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая. - Москва: Высшая школа, 2016. - 148 c
9.Конституция Российской Федерации (ст. 31) и ФЗ от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» о праве граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Статья 31. Первая помощь, а 60 также в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) статья 31. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_94107/ (дата обращения: 03.04.2022)
10.Лужников, Е.А. Первая неотложная помощь при острых отравлениях / Е.А. Лужников. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. - 932 c.
11. Неговский, В. А. Восстановление жизненных функций организма / В.А. Неговский. - М.: Правда, 2014. - 484 c.
12.Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы: проект. – 2 - е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – 47с.
13. Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Издательство: Дрофа,2017 – 126с.
14.Смирнов А.Т. ОБЖ» Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс - Смирнов А.Т., Хренников Б.О.: Просвящение 2017 – 211 с.
15.Скорая помощь. Домашний справочник неотложных состояний. - М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2017. - 286 c.