Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В условиях современного развивающегося мира на передний план выходит информация, которая на данном этапе развития общества представляет собой информационное поле – пространство создания, перемещения и потребления информации. Несмотря на усиление роли сети Интернет и новых компьютерных технологий, важным звеном в этой информационном пространстве остается человек и его возможности. Поэтому перед обществом встает вопрос формирования таких навыков у человека, которые бы позволяли ему добывать информацию и грамотно ее применять. Безусловно данные навыки невозможно получить с рождения, они являются результатом работы системы образования.
В настоящее время важным многосторонним образовательным ориентиром на уровне основного общего образования является Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, в основе которого методологически лежит системно-деятельностный подход. Стандартом установлены личностные, метапредметные (межпредметные понятия и универсальные учебные действия) и предметные требования к результатам освоения программы, связанные с реализацией и созданием условий для успешного получения образования, обучающимся на данной ступени.
Задача учителя в этом процессе заключается не только в передачи знаний в форме доступной ребёнку, но и в умение правильно и грамотно применить современные методики и технологии, создать целый ряд условий, способствующих достижению планируемых образовательных результатов.
Вопрос формирования подобных компетенций зависит от заинтересованности не только учителя, но и самого обучающегося. В данный момент педагоги во время учебного процесса всё чаще сталкиваются с рядом проблем, связанных с низким уровнем познавательной активности у детей, отсутствием потребности в приобретении новых умений и снижением мотивации, а также низким качеством приобретаемых знаний. Подобная ситуация наблюдается во многих учебных дисциплинах, в том числе и в ОБЖ, где потребность в интенсификации учебного процесса растет с каждым годом.
Актуальность данной курсовой работы заключается в потребности современной системы образования в поиске оптимальных технологий и методов, повышающих эффективность обучения безопасности жизнедеятельности человека.
Гипотеза: предполагалось, что разработанный комплекс мероприятий по изучению темы «физическая подготовка как фактор повышения безопасности жизнедеятельности человека» с учащимися старших классов, будет способствовать более быстрому и легкому приобретению у обучающихся необходимых знаний и навыков безопасного поведения в будущем.
Объектом исследования являются физическая подготовка.
Предметом исследования является физическая подготовка как обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
Целью данного исследования является анализ физической подготовки как обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
1. Провести обзор научной литературы по теме физическая подготовка как фактор повышения безопасности жизнедеятельности человека
2. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию учебно-познавательной компетенции по теме физической подготовки как фактора повышения безопасности жизнедеятельности человека.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме физическая подготовка как фактор повышения безопасности жизнедеятельности человека
1.1. Физическая культура как социальный феномен
На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Физическая форма поддерживалась, кроме того, и тренировками.
История физической культуры– это наука об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры на разных этапах существования общества.
Возникшее на базе великолепного альянса истории и физической культуры новое научное направление получило название история физической культуры, т.е. наука об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры на разных этапах существования человеческого общества [11,17].
Эволюционируя, человек превратил труд в некую физическую деятельность, что привело к развитию общественных отношений. Осознав связь между физическим развитием и качеством трудовой деятельности, люди путем физической тренировки и совершенствования функциональных систем повысили свою жизнеспособность, эффективность и производительность. Общество задалось целью создания конкретных методов психологической и физической подготовки человека к жизни и экстремальным ситуациям. Таким образом, началось определение физической культуры как области специальной деятельности, решающей задачи психофизической подготовки человека к труду и социализации в обществе [5,10].
Особое значение физическая культура играла в древней Греции, а именно в Спарте. Там каждый гражданин должен был постоянно заниматься физическими упражнениями. И речь идет не только о юношах, чье физическое воспитание начиналось с семилетнего возраста, но и о девушках, которые должны были обеспечивать порядок, когда мужчины уходили в походы. Девушки должны были заниматься спортом еще и для того, чтобы у них были физически крепкие дети. Ведь когда рождался ребенок, спартанец-отец должен был показывать его старейшинам. И если ребенка сочли слабым, его сбрасывали в ущелье с горы Тайгет.
С появлением государства оформляется и управленческая деятельность, способствующая образованию организованного характера системы физической культуры. Здесь физкультурная деятельность и связанные с ней другие виды деятельности организуется, с одной стороны, специальными учреждениями и организациями, с другой – отдельным человеком или группой людей по мере осознания необходимости данных видов деятельности.
В ходе исторического развития физические упражнения и формы их организации приобретают специфические особенности.
В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажин А.В., Зубарев Н.Д. О необходимости использования упражнений ЛФК для профилактики заболеваний суставов на занятиях физической культурой в образовательных учреждениях /А.В. Бажин, Н.Д. Зубарев //В сборнике: Диалог культур в педагогическом континууме,2017.-С.6-10.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Академия, 2008. – 272 с.
3. Брадик Г.М., Гуцу В.Ф. Педагогические аспекты предупреждения спортивного травматизма /Г.М. Брадик, В.Ф. Гуцу //В сборнике: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента, 2016.-С.52-58.
4. Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2007. – С.4-5
5. Кораблева, Е .Н. Профилактика спортивного травматизма на занятиях по физической культуре и спорту в ВУЗе /Е.Н. Кораблева //Вестник Науки и Творчества.- 2016.-№10.-С.90-94.
6. Кривцун В.П. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий /В.П. Кривцуп.-Витебск, ВГУ им. П.М. Машерова, 2021.-48 с.
7. Кузнецова А.Э.. Методика обучения безопасности жизнедеятельности (практикум) – Нижневартовск, изд-во Нижневартовского государственного университета, 2015. – 110 с.
8. Латчук В.И., Марков В.В., Маслов А.Г. Методическое пособие по ОБЖ 5-9 классы, Дрофа, 2004. – 128 с.
9. Михайлов Л. А, Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. – 302 с.
10. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
11. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г. Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2022. – 198 с.
12. Теория и методика спорта [Текст]: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова. –¬¬¬¬¬¬¬ М., 2011. –489 с.
13. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Р.А. Абзалова.- Казань, изд-во "Вестфалика", 2013.- 202 с.
14. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А. Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Минск: Выш.шк., 2018. – 544 с.
15. Фудин Н.А. Методология теории функциональных систем как новый подход к управлению тренировочным процессом / Н.А. Фудин, Ю.Е. Вагин, С.Я. Классина // Вестник новых медицинских технологий. – 2012. – Т. 19. – № 4. – С. 118–122.
16. Хаертдинова М.З. Травматизм на занятиях физической культурой /М.З. Хаертдинова // В сборнике: Через физическую культуру и спорт к здоровому образу жизни материалы III Международной заочной научно-практической интернет-конференции, посвященной массовым спортивным движениям в России и в мире. Ответственный редактор О.А. Малушко, 2015, С.333-336.
17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Academa, 2014.- 480 с.