Фрагмент для ознакомления
2
Стремительно меняется общество, в котором мы живём. Формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий создают принципиально новую ситуацию в сфере образования. Общество предъявляет к выпускнику школы XXI века большие требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях [9].
Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных задач школы - создание условий для формирования личности. Эти условия призваны обеспечить: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; создание атмосферы сотрудничества при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; формирование собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность её всестороннего исследования, постоянное совершенствование интеллектуальных способностей.
Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества [7].
Итак, в последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические технологии». В его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога [5].
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность цели, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [10].
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
1.2. Классификация педагогических технологий.
В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.
Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных групп.
-По уровню применения выделяются общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
-По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.
-По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
-По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.
-По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).
-По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые[8].
В.П. Беспалько предложена классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью.
Виды технологий по дидактическим системам:
- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);
- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);
- обучение с помощью учебной книги;
- компьютерное обучение;
- групповые способы обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова. Л.В., Индюков, Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; под. общ. ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа; НМЦ СПО, 2000.
3. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. П. Соломин [и др. 1 ; под общ. ред. В. П. Соломина., 2016.
4. Бойков, А. Е. Использование инновационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе / А. Е. Бойков, Д. Г. Брекман. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6.1 (110.1). - С. 9-11.
5. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411с.
6. Зязина, Т.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учеб, пособие / Т. В. Зязина, А. И. Григорьев. - Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2009.
7. Полат, Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – Москва : Академия, 2007. – 368 с.
8. Селевко, Г.К., Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.
9. Смирнов, С.А. Технология как средство обучения второго поколения // Школьные технологии.- 2001.- № 1.
10. Современные педагогические технологии: психолого-педагогические аспекты. Учебное пособие: / А.В.Духавнева, И.А. Ревин, Г.В. Сучков, Т.В.Климова, И.В.Червоная; Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. – 148 с.
11. Современные образовательные технологии: уч. пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М., 2011.
12. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2004.
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).