Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Хорошее здоровье, которое разумно сохраняется и укрепляется самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Различные результаты научных исследований свидетельствуют о том, что у многих людей при соблюдении ими различных правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Некоторые ведут малоподвижный образ жизни и тем самым страдают от гиподинамии. Это вызывает преждевременное старение организма. Другие страдают от ожирения, питаясь не правильно и переедая. Это приводит к развитию сахарного диабета и склерозу суставов.
Многие не умеют правильно восстанавливаться, использовать свободное время для полноценного отдыха. Организм начинает реагировать в обратную сторону, и появляются нервные расстройства, бессонница. Вредные привычки так же негативно влияют на организм человека, укорачивая тем самым жизнь. Организм человека с самых первых дней жизни полностью зависит от правильного питания. Огромное значение имеет так же и соблюдение режима питания.
Наука о питании (нутрициология) и ее важнейшая часть, посвященная рациональному питанию населения, имеют не только оздоровительное, но и социальное, государственное значение. Рациональное питание способствует поддержанию организма в оптимальном физиологическом состоянии, сохранению высокой работоспособности, отдалению старости и увеличению продолжительности жизни.
Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ "сжигается" (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной деятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы. Так же в нашем организме происходят и образовательные процессы. Они называются пластичные и связаны с образованием новых клеток и тканей. Поэтому обязательно для организма чтобы все эти затраты 6 постоянно возмещались. И возмещение происходит только благодаря поступлению в наш организм пищи.
Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность как в общем, количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у детей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни. Нормой питания является такая норма, при которой у детского организма обеспечивается рост и развитие, а у взрослого полностью покрываются все энергетические затраты, необходимые для жизнедеятельности.
Безопасность питания и пищи традиционно относится к сфере интересов гигиены питания. Однако эта проблема значительно шире, она затрагивает многие области нашей жизни: сельское хозяйство, пищевую промышленность, торговлю. Безопасность имеет и политический аспект, который связан не только с продовольственной независимостью (безопасностью страны), но и с экономической стратегией государства в области производства и импорта продовольствия. Таким образом, питание из одной области медицины (гигиены питания) превратилось в многоотраслевую проблему.
Сложность и неоднозначность понятия «безопасность питания» включает три основных аспекта:
1) безопасность пищевых продуктов, связанная с содержанием в них токсичных и опасных веществ;
2) безопасность питания, связанная с фактическим питанием и его режимом, с недостатком или избытком тех или иных пищевых веществ в питании, влияющих на здоровье человека;
3) безопасность питания, связанная с особенностями ассимиляции и обмена пищевых веществ в организме.
Цель: Изучить, основы здорового питания человека.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие современного образа жизни, как проблема питания человека;
2.Изучить значение макро- и микроэлементов в питании;
3.Составить практические рекомендации по правильному питанию и здоровому образу жизни в современных условиях.
Объект: Питание человека.
Предмет: Аспекты здорового питания человека.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ВОПРОСУ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
1.1. Понятие современного образа жизни, как проблема питания человека
Современный образ жизни — это одна из важнейших биосоциальных категорий, представления об определённом виде (типе) человеческой жизнедеятельности. Она характеризуется повседневными особенностями человека, охватывающими его трудовую деятельность, жизнь, виды использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, норм и правил поведения.
Современный образ жизни является одним из критериев социального прогресса, это «лицо» человека. В настоящее время доказано, что из всех факторов, составляющих здоровье человека, 50-55% приходится на образ жизни. При анализе образа жизни учитываются особенности профессиональной, общественной, социальной, социально-культурной и повседневной человеческой деятельности. Социальная, трудовая и физическая активность выделяются как основные черты.
Другими словами, главное в образе жизни человека — как он (или социальная группа) живёт, каковы основные способности и формы жизнедеятельности, её ориентация. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои различия в образе жизни, свои ценности, установки, поведенческих стандартах и т. д. Образ жизни, в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, характеристики его психики, здоровья и функциональных возможностей организма. Это, в частности, объясняет разнообразие вариантов образа жизни для разных людей.
Питание - это основа жизни, главным фактором, определяющим здоровье, жизнь и продуктивность человека. В случае нарушения питания снижается способность противостоять негативным воздействиям окружающей среды, стрессу, умственным и физическим нагрузкам. Важно осознавать, что правильное употребление пищи способствует развитию человека, его физическую и умственную активность, настроение и, в конечном итоге, качество жизни. Этого нельзя достичь, игнорируя основные принципы здорового, правильного, рационального питания. [5]
Сбалансированное питание – это своевременное полноценное питание с учётом пола, возраста, характера работы и других факторов. Путём достижения энергетического баланса, между основными пищевыми веществами - белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; баланс минералов и витаминов; режим питания, это основа принципов здорового питания.
Питание должно соответствовать возрасту, полу, профессии, общему состоянию здоровья человека и даже климату географической зоны, в которой он живёт. Питание разных возрастных групп, должно быть различными, включая мясо, рыбу, яйца и молочные продукты - основные источники белка, необходимые для роста и восстановления клеток и тканей организма, а также его нормального функционирования.
Жир составляет около 30% от общего количества потребляемых калорий, и по крайней мере одна треть из них должны использоваться в качестве растительных масел, которые следует широко использовать при приготовлении салатов и других различных блюд. Чтобы повысить активность мозга, и предотвратить атеросклероз, важно употреблять больше рыбы в своём рационе питания. Углеводы являются «топливом» клеток мозга. Их основным источниками являются: хлеб, картофель, сахар, кондитерские изделия, каши, шоколад, при злоупотреблении этими продуктами они превращают в жир и хранятся в жировых отложениях.
Источником витаминов и минералов, пищевых волокон являются овощи, фрукты и зелень, следует отметить, что эти продукты рекомендуется употреблять в сыром виде, например, в салатах, и важно отметить, что 100г овощей дают всего 20 - 40 ккал. Общее состояние организма, его функционирование и работоспособность зависят от режима питания. Вы должны есть как минимум 3-4 раза в день и желательно в одно, и тоже время. Завтрак в первую очередь он не должен быть плотным.
Главная цель завтрака запасти нас энергией на весь день. Тяжёлую пищу с утра нашему организму сложный переварить, может возникнуть дискомфорт. Лучший завтрак – это каша (овсяная, геркулес, рисовая) она зарядит энергией для начала дня и не создаст нагрузок для пищеварения. Во время обеда нужно полноценная горячая пища, которую нельзя заменить употреблением «фаст-фуда» (лапши, разнообразные супы из пакетиков и картофельные пюре).
Ужин должен состоять из продуктов содержащих белки и овощи. Желательно избегать употребления жареной пищи. На ужин можно употребить (рыбу, овощные блюда и салаты, омлет). Большое внимание необходимо уделять физиологическим потребностям в питательных веществах, зачастую являющееся дефицитным, а именно в витаминах: C, A, B, В2, а также в соответствии с рекомендуемыми значениями кальция и фосфора (1:1,5).
Таблица 4
Распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (в процентах от общей калорийности)
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышева Е.С. Биохимические основы физиологии питания: учебное пособие / Е.С. Барышева. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 199 с.
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Формула правильного питания / Методическое по собие. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 – 80с.
3. Воробьев, Р.И. Питание и здоровье [Текст] / Р.И. Воробьев - Москва: Медицина, 2011. - 45с.
4. Глушанко, В.С. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб.-метод. пособие / В.С. Глушанко, А.П. Тимофеева, А.А. Герберг, Р.Ш. Шефиев / Под ред. проф. В.С. Глушанко. – Витебск: ВГМУ, 2017 . – 301 с.
5. Димитриев Д.А. Питание, физическая активность и здоровье / Д. А. Димитриев. - Казань : Издательство КНИТУ, 2017. - 128 с.
6. Замбржицкий, О. Н. Гигиенические основы рационального питания. Оценка адекватности фактического питания: учебно-методическое пособие / О. Н. Замбржицкий, Н. Л. Бацукова. – 4-е изд. – Минск: БГМУ, 2020. – 44 с.
7. Здольник Т.Д.. Питание как фактор здоровья : учебно-методические рекомендации / сост. Е.А. Гревцова ; Ряз. гос. Ун -т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2012. – 64 с.
8. Зименкова Ф.Н. Питание и здоровье : учебное пособие для студентов по спецкурсу "Питание и здоровье" / Ф.Н. Зименкова - Москва : Прометей, 2016. - 168 с.
9. Канивец И.А. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены : учебное пособие : / И.А. Канивец. – 2-е изд., стер. – Минск : РИПО, 2019. – 181 с.
10. Кениг К. Правила нормального питания /К. Кениг; пер. с англ. Ж.А. Шоайтайте. – Минск : Попурри, 2012. – 241 с.
11. Крючкова,В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – Москва: Просвещение, 2011. - 148 с.
12. Омаров Р.С. Основы рационального питания : учебное пособие / Р.С. Омаров, С.Н. Шлыков. - Ставрополь : АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2018. - 76 с.
13. Основы рационального питания : учебное пособие / М. М. Лапкин [и др.] ; под ред. М. М. Лапкина. - Москва : ГЭОТАРМедиа, 2019. - 304 с.
14. Попова Н.Н. Основы рационального питания : учебное пособие / Н.Н. Попова. - Воронеж : ВГУИТ, 2013. - 106 с. -
15. Рослый И.М. Еще раз о питании: уроки биохимии / И. М. Рослый. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 104 с.
16. Скальный, А.В. Основы здорового питания [Текст]: пособие по общей нутрициологии / А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В. Нотова, Т.И. Бурцева, В.В. Скальный, О.В. Баранова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 117 с.
17. Сорока, Н.Ф. Питание и здоровье [Текст] / Н.Ф. Сорока - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2013. - 115 с.
18. Тель Л.З. Нутрициология: учебник / Л.З. Тель - Москва : Литтерра, 2016. - 544 с.
19. Школа здоровья. Избыточная масса тела и ожирение : руководство / под ред. Р.Г. Оганова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 184 с.