Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема мотивации и движущих сил поведения во всех сферах деятельности становится в последнее время одной из важнейших и значимых. К этой теме обращаются все науки, так или иначе связанные с человеком: от биологии, физиологии, анатомии - до психологии, педагогики, социологии, исторического материализма; к ней обращаются все связанные с человеком области практики.
Мотивация учебной деятельности в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена и обновлением содержания обучения, и постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Более интенсивное результативное развитие младшего школьника обуславливает включение его в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, наличие положительных эмоций от процесса обучения, а также доверительное, усиливающие эмоциональный фон педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.
Важно заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение.
Согласно исследованиям Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, М.Р. Гинзбург, благоприятным периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является младший школьный возраст.
Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений.
Проблемы учебной мотивации младших школьников посвящены исследования следующих отечественных ученых Т.В. Драгуновой, Е.В. Новиковой, A.M. Прихожан, О.А. Сизовой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Т.Н. Юферевой, Л.A. Ясюковой и др.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования изучить особенности учебной мотивации младших школьников.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. дать характеристику учебной мотивации;
2. изучить особенности учебной мотивации младших школьников;
3. выделить формы и методы развития учебной мотивации младших школьников
В качестве методов исследования использовались: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей учебной мотивации младших школьников
1.1. Характеристика учебной мотивации в психолого-педагогической литературе
Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения обучающимися знаний, но и от стремлений достигать высоких результатов, самоутверждаться, то есть от мотивации учения. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждает ребенка к учебной деятельности, и тем более высоких результатов он может достичь. Основа эффективности процесса обучения - развитие у обучающегося положительной учебной мотивации. Эффективное управление процессом обучения требует от учителя понимания мотивации учебной деятельности, основных закономерностей ее развития и функционирования.
Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой педагогики и психологии. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии.
Наиболее обширно из советских ученых проблему изучали В.К. Вилюнас, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.С. Магун, Д.Б.Эльконин, А.К. Маркова. Из представителей исследования мотивации проводили Х. Хекхаузеном, А. Маслоу, Л.М. Фридманом. Большой вклад в изучение проблемы формирования мотивации и ее влияния на развитие умственных способностей обучающихся внесли М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева, Н.Ф. Талызина.
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования.
Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева является наиболее разработанной концепцией мотивации. У А.Н. Леонтьева концепция мотивации раскрывается в связи с анализом становления человеческого сознания. Ученый приходит к выводу, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы». И сущность мотивации, по его мнению, проявляется в том, что это единственный побудитель направленной деятельности, который является предметом, побуждающим эту потребность – мотив деятельности. По мнению ученого, действие становится деятельностью, только когда имеет самостоятельный мотив. От того, каким мотивом побуждается деятельность, зависят ее эффективность в целом. У А.Н. Леонтьева мотивы – это ядро личности [16].
М.И. Алексеева, например, считает мотивацией – это совокупность причин, определяющих всевозможные проявления активности обучающихся в их деятельности [2].
По определению Эльконина Д.Б., мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость [27].
Опираясь на работы М. Мескона, можно определить мотивацию как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации» [20].
В психологической литературе мотивация понимается как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет направленность этой самой активности. Под мотивацией понимается внутреннее состояние организма, которое побуждает человека вести себя определенным образом.
Мотивационная система человека имеет сложное строение, а не является простым рядом заданных мотивационных констант. Она включает в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, а также выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения [14].
Можно сказать, что мотивация - это сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. При этом любая деятельность является полимотивированной, а в мотивационной структуре деятельности можно выделить доминирующий мотив.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. – М: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2016. – 238 с.
2. Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся. – М: Советская школа, 2011. – 120 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.
4. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие
5. умственных способностей [Текст] : Монография / Н. Ц. Бадмаева. – УланУдэ. : ВСГТУ, 2004. – 149-150 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума «Обзор Российской психологии в регионах страны и в мире» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html (дата обращения: 20.05.2022).
9. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. - Москва : Смысл : Academia, 2006. - 332 с.
10. Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю. В. Горохова, И. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 540-543.
11. Гулеватый В. Л. Пути повышения мотивации обучения / Гулеватый В.Л. Винница, 2016. – 215 с.
12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - Москва : Университетская книга; Логос, 2008. – 382 с.
13. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 476 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы Текст / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с.
15. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология [Текст]: конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2010. – 160 с.
16. Леонтьев, А. А. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2000. – 509 с.
17. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении [Текст] / Н. Г. Лусканова. – М. : Фолиум, 1993. – 124 с.
18. Макеева, Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников [Текст] / Е.А. Макеева // Модернизация Образования: Проблемы и Перспективы Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. - 2015. - С. 391- 397.
19. Маркова, А.К. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б.Орлов // Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – С. 11-21.
20. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : [учебник] / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури ; [перевод с английского М. А. Майорова и др.] ; общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л. И. Евенко ; Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. - 3-е изд. - Москва : Вильямс, 1997. - 701 с.
21. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 234 с.
22. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : Учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе спец. 0300 "Образование" / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 398 с.
23. Посмёткина Н.Н. Мотивация учения и ее влияние на формирование личности младшего школьника в условиях совместной деятельности // Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности». – Пенза, 2014. – С.113–115.
24. Психология младшего школьника: учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 109 c.
25. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [электронный ресурс]: http://ou9.omsk.obr55.ru/files/2021.pdf (дата обращения 19.05.2022).
26. Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] Режим доступа: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 02.06.2022)
27. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2013. – 334 с.
28. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.