Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время очень актуальна проблема изучения памяти детей старших дошкольников с общим нарушением речи. Несмотря на проводимые различными учеными исследования памяти, по-разному объясняющими ее генез, структуру и взаимодействие с иными психическими функциями, проблема развития памяти у дошкольников с общим нарушением речи до сих пор остается мало изученной.
Процесс овладения речью связан с объемом памяти и возможностями обработки аудиальной, визуальной и кинестетической информации. Ввиду того, что речь воспроизводится и воспринимается в сжатые временные сроки, ребенку необходимо обладать стратегией быстрого декодирования и программирования речевого сообщения. Ребенок усваивает речи с учетом собственных возможностей обработки речевой информации, что отображается и на выходе речи. Первоначально у ребенка присутствует одно- двухсловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Впоследствии ребенок производит объединение этих элементов в трехсловное высказывание (субъект-предикат-объект). Сложность усвоения и воспроизведения в речи информации обусловлена ее объемностью.
В процессе исследований развития детей с недоразвитием речи были определены пути преодоления речевой недостаточности, методы и содержание коррекционного воспитания и обучения. В ходе изучения речевых нарушений многие исследователи подчеркивали взаимосвязь, существующую между уровнем развития высших психических функций ребенка (памяти и восприятия) и недоразвитием речи. Указанная взаимосвязь отмечена в работах А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной, С.В. Липень, А.Л. Венгер, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовского и др. Что касается психического развития детей с нарушениями речи, то его аспекты рассматривали Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др.
Ввиду повышения современных требований к качеству знаний, с позиции подготовки детей дошкольного возраста к школе и взрослой жизни, наиболее актуальной выступает проблема развития познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи. Тем не менее, большая часть разработанных по данной проблеме рекомендаций относится к детям младшего школьного возраста, почти не освещая процесс организации работы с дошкольниками. Стоит отметить, что для успешной коррекционной работы требуется раннее выявление нарушений памяти у детей с общим недоразвитием речи. Для развития в дошкольном возрасте образных форм познания, среди которых центральное место занимает образная память, характерны быстрые темпы. Дошкольный период выступает в качестве наиболее благоприятного для развития образной памяти.
Максимальному развитию слухоречевой памяти ребенка с общим недоразвитием речи располагает факт наиболее интенсивного формирования памяти у дошкольника относительно других способностей. В целях прогрессивного развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста требуется определение способствующих этому развитию условий. Стоит отметить, что в специальной психолого-педагогической литературе указанный аспект проблемы изучен недостаточно. Все вышесказанное обуславливает актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи.
Объект исследования: процесс формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи III уровня.
Предмет исследования: особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
Гипотеза исследования. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеются специфические особенности слухоречевой памяти, проявляющиеся в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Разработка и реализация на логопедических занятиях системы коррекционно-развивающих приемов и упражнений будет способствовать оптимизации развития слухоречевой памяти детей рассматриваемой категории.
Задачами исследования выступают:
1. Рассмотреть роль памяти в развитии речи.
2. Охарактеризовать развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и у дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать комплекс коррекционных занятий по развитию слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Современный подход к изучению особенностей слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи предопределил необходимость применения совокупности следующих методов исследования:
– теоретические методы: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
– эмпирический (тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент);
– диагностические методы: в целях комплексного изучения особенностей слухоречевой памяти были выбраны следующие методики: методика «10 слов» А.Р. Лурия, отсроченное воспроизведение заученных десяти слов, проба «Запоминание двух групп по 3 лексические единицы» (Глозман Ж.М., Потаниной А.Ю., Соболевой А.Е.);
– количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость: Настоящее исследование расширяет представления об особенностях развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: Полученные в ходе экспериментального исследования данные, а также разработанная на их основе система коррекционных занятий по развитию слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в практике коррекционно-логопедической работы с детьми рассматриваемой категории.
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось в условиях ГБОУ ДОО № 131.
Контингент участников исследования: В исследовании приняли участие 10 дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня (5-6 лет), которые составили экспериментальную группу 1 и 10 дошкольников старшего возраста без нарушений речи (5-6 лет), которые составили контрольную группу 2.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова К.С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии / К. С. Артемова // Вестн. Хакас. ун-та им. Н. Ф. Катанова. – 2016. – № 5. – С. 90-92.
2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 2. – С. 38-43.
3. Большакова А.А. Особенности памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Большакова, Е.А. Борисова // Постулат. - 2017. - № 5-1 (19). - С. 7.
4. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 199 с.
7. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. – М.: Ком Книга, 2015. – 320 с.
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. П. Глухов. – М.: АСТ : Астрель, 2015. – 351 с.
9. Громова О.Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте / О. Е. Громова // Воспитание и обучения детей с нарушениями речи. – 2018. – №4 – С. 56-64.
10. Дубровина Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук / Т.И. Дубровина. – М., 2016. – 24 с.
11. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2012. – 320 с.
12. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. – 432 с.
13. Иванова А.С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А.С. Иванова, Е.П. Андреева // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 819-822.
14. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Р. Е. Левина // Дефектология. – 2015. – № 2. – С. 12-16.
15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.
16. Левченко И. Ю. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи / И. Ю. Левченко, Т.И. Дубровина // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 46-50.
17. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2013. – 384 с.
18. Петрикова Е.Ю. Исследование слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Петрикова, Н.С. Бабиева, А.А. Медведева // В сборнике: Тенденции инновационного развития науки и практики Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 71-88.
19. Репина З.А. Изучение корреляционных связей в структуре опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / З.А. Репина, О.А. Мельникова // Специальное образование. – 2018. – № 3. – С. 102-108.
20. Рыжкова Ю.П. К вопросу о развитии слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи / Ю.П. Рыжкова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 7-2 (11). - С. 92-93.
21. Семенова Е.В. Особенности развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Семенова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - № 4. - С. 2348-2352.
22. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
23. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: Академия, 2016. – 240 с.
24. Феоктистова С.В. Нейропсихологическая коррекция слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С.В. Феоктистова, Е.А. Калинкина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 4. – С. 76-85.
25. Чурсина Н.П. Особенности формирования мнестической деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями / Н.П. Чурсина // Психолог в детском саду. – 2009. – № 3. – С. 107-124.
26. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраст / Е. В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 168 с.