Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный мир, особенностями которого выступают непрерывное экономическое развитие, и культурная интеграция характеризуется совершенствованием технологических процессов, которые затрагивают многие отрасли социальной сферы. Образование не стало исключением, формирование новых стандартов обучения, постановка новых целей и задач в рамках образовательного процесса предопределяют изменения в традиционных моделях образования, на первый план выходит совершенствование системы многоаспектного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможных ограничений по здоровью.
Речь является важной основой, которая составляет нервно-психическое развитие ребёнка. Её становление происходит в течении первых лет жизни ребёнка и в дальнейшем предопределяет её качество во все следующие возрастные периоды.
Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается число детей, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет и это не может не тревожить. Преодоление трудностей, связанных с обучением письму и чтению в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого невозможно дальнейшее обучение.
Для того чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в школу с подготовленными познавательными процессами (мышлением, памятью, восприятием, речью), с достаточно сформированными ведущими мыслительными операциями. Если же ребенок приходит в школу без этого багажа, он обречен на неуспеваемость в учении. Таких детей сегодня относят к группе академического риска.
На сегодняшний день процент детей, страдающих речевыми патологиями, неуклонно растет. Наиболее распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, характеризующееся различными речевыми расстройствами, часто сложного характера, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи при нормальном слухе и интеллекте. Данная патология является полиэтиологическим недостатком и может выступать как самостоятельная патология, так и как следствие других, более сложных дефектов: алалия, дизартрия, ринолалия.
В. П. Глухов, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева, Р. Е. Левина, рассматривая речевое развитие в онтогенезе, отмечали, что главной задачей речевого воспитания ребенка является процесс развития связной речи, которая является неотъемлемым компонентом формирования личности. Обладая социально-значимым аспектом, связная речь выступает высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Одной из наиболее серьезных проблем логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие устной речи, является проблема формирования у них самостоятельного связного высказывания. Развитие связной речи происходит в процессе общения с окружающими взрослыми и сверстниками и связано с усложнением форм мышления дошкольников.
Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух.
Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.
Цель данного исследования: изучение роли слуха и зрения в развитии речи детей.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить развитие речи в онтогенезе;
• Рассмотреть роль слуха в развитии речи детей;
• Проанализировать роль зрительного анализатора в развитии речи детей.
Объект исследования – развитие речи.
Предмет исследования: слух и зрение в развитии речи.
Структура исследование: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Развитие речи в онтогенезе
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка.
Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций высшей психики. М.Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» .
С.Л. Рубинштейн пишет, что «речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления» .
В физиологии речь – сложный двигательный акт, происходящий по механизму условно-рефлекторной деятельности. И.П. Павлов говорил о второй сигнальной системе как о слове, произносимом, слышимом и видимом, указывал, что физиологической основой второй сигнальной системы являются кинестетические, двигательные раздражения, поступающие в кору головного мозга от речевых органов (Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000
2. Бельтюков В. И. Пути исследования механизма речи // Дефектология. 1984. № 3. С. 24–30
3. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ; Астрель, 2008
4. Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1989
5. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1996.
7. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Логопедия. – 2015. – Т.2. – № 3 С. 13-24
8. Глухов, В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. – Москва: Просвещение, 2014
9. Домрачева Л. В. Особенности диалогической речи слабослышащих младших школьников // Концепт. 2018. № V8. С. 20–25
10. Коровин К. Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. 2002. № 3. С. 21–24
11. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 4. С. 138–166
12. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. Вып. 2. С. 121–130.
13. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. : Владос, 1968
14. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1969
15. Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2002
16. Львов, М. Р. Словарь – справочник по методике русского языка / М. Р. Львов.– Москва: Просвещение, 2000
17. Пискунов М.А. Развитие детской речи [Текст] / Канд. мед. наук М. А. Пискунов. - Москва : [б. и.], 1956
18. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А. М. Шахнарович. М.: ИНПО, 1993
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – С 482
20. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997
21. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966
22. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – Москва: Просвещение,1999
23. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. — Москва: «Просвещение», 1986
24. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е. И. Тихеева. – Москва: Просвещение , 1981