Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы проблема познавательной сферы у детей с СДВГ все больше привлекает к себе внимание, вызывает научный интерес.
В связи с этим тема проблема познавательной сферы была активно отражена отражена в исследованиях многих авторов, например в работах: Б.Г. Ананиева, Д.Б. Богоявленской, Д.Б. Готовиковой, Т.А. Куликовой, А.В. Петровского, Г.И. Щукиной.
Младший школьный возраст является одним из наиболее значимых периодов в жизни человека. Ведь именно тогда у ребенка идет формирование личности, учебных навыков, а также социальных качеств и норм, влияющих на его дальнейшую жизнь в обществе. А, следовательно, от того, в каких условиях будет протекать данный период, во многом зависит и его будущее.
В последние годы становится заметен рост нарушения поведенческих тенденций, плохая обучаемость и нарушение уровня психических процессов у детей с СДВГ как в дошкольных организациях, так и при последующем обучении ребенка. Данная проблема все чаще волнует родителей, учителей, психологов, врачей и других специалистов.
Поэтому остро стоит задача изучения механизмов возникновения СДВГ, его причин , а также способов развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: Особенности развития познавательной сферы у детей с СДВГ младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Проектирование психокррекционной программы для развития познавательной сферы у детей с СДВГ младшего школьного возраста.
Цель исследования: Разработать психокррекционной программы для развития познавательной сферы у детей с СДВГ младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Можно предположить, что для детей с СДВГ младшего школьного возраста характерны такие особенности познавательной сферы, как низкий уровень психических процессов: памяти, восприятия, внимания. А также низкий уровень саморегуляции. Таким детям требуется особая поддержка в виде психокоррекционной программы.
Задачи исследования:
• Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• Изучить особенности СДВГ в младшем школьном возрасте;
• Выявить уровень развития познавательной сферы у детей с СДВГ в младшем школьном возрасте;
• Разработать психокррекционную программу для развития познавательной сферы у детей с СДВГ младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. Методы экспериментального исследования: наблюдение, методика «S-тест» ( Т. В. Чередникова), методика «Пьерона-Рузера» (Анри Пьерон-Рузер), методика «Смысловая память» ( Л.Д. Столяренко), методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» ( [11] ), методика «Узнай, кто это» (Р.С Немов), Методика «Чего не хватает на этих рисунках» (Р.С Немов).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1 Понятие познавательная сфера; особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
Проблема познавательной сферы отражена в исследованиях многих авторов, например в работах: Б.Г. Ананиева, Д.Б. Богоявленской, Д.Б. Готовиковой, Т.А. Куликовой, А.В. Петровского, Г.И. Щукиной. О.Е Новикова рассуждала о том, что объединение психических функций, которые отражают субъекты этого мира в единое целое, и есть познавательная сфера человека. [19]
В то же время, исследователь Е.П. Луговая рассматривала данную сферу как единство всех психических процессов, направленных на выполнение функций человеческого познания. [14].
История появление и совершенствования познавательной сферы начинается в шестидесятых годах, в прошлом веке. Сейчас же ученые говорят о важности логичного и последовательного протекания психологических процессов человека, которые и будут отражать в себе познавательную сферу. Отсюда появляется и главная ее цель- получение и переработка информации. [14].
Благодаря познавательным процессам, которые являются составной частью жизни, деятельность человека становится эффективной. Они помогают планировать последующие действия, воспроизводить в голове последовательность запланированных событий, то как ты будешь себя вести в той или иной ситуации, контролировать и совершенствовать конечные результаты.
Познавательные процессы можно условно разделись на 2 типа:
- специфические;
- неспецифические. [9].
К специфическим процессам можно отнести те, которые можно осуществить благодаря органам чувств. А именно ощущение, мышление и восприятие , с помощью которых у человека появляется и структурируется новая информация о мире. [9].
Неспецифическими процессами называют те, которые обеспечивают не только познание, но и поведенческую линию. Среди них внимание, речь, память, воображение. Также такие процессы называют универсальными, рассмотрим их более подробно. [9].
Если говорить о внимании, то оно способствует отбору приоритетных знаний, которые человек получает во время сбора информации. Помогает обеспечить наиболее эффективную программу действия и контролирует ее выполнение. [3].
Память же помогает зафиксировать опыт, полученный в ходе взимодействия с окружающими и средой и в последствии использовать его в общении с окружающими. [3].
Воображением можно назвать психический процесс, который позволяет преобразовать полученные знания и сформировать представления о том, какими будут последствия данного опыта.
Речь же, в свою очередь, один из центральных процессов, который способствует коммуникации и взаимодействию между людьми. [3].
Важным является тот факт, что корректное познавательное развитие невозможно осуществить без определенной деятельности, в ходе которой происходит совершенствование отдельных психических процессов, формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств. [9].
В младшем школьном возрасте начинает проявляется активизация инициативы при познавательной деятельности. В 6-7 лет ребенок становится более инициативным, стремится к творческой деятельности, высказывает желания и старается их осуществить, потому что начинает осознавать совершенствование собственных возможностей. Но стоит помнить, что не у всех детей развитие может проходить одинаково. Наиболее высокий уровень познавательной сферы можно выявить у ребенка, который творчески подходит к выполнению задания, находит необычные и креативные способы реализации, а также применяет те знания, которые он получил в ходе деятельности. [8].
Также особенностью развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте является проявление целостное развитие его не только в одном виде осуществляемой деятельности, без привязки к определенной сфере. Ведь именно в этом возрасте дети сравнивают, экспериментируют, решают задачки, познают новые предметы и явления, а также стремится определить причинно следственную связь и способ использования полученных знаний. [8].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андржеевская И.Ю. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы: пособие для учителя. — М: «ВИТА-ПРЕСС», 2012. — 85 с.
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2002. — 123 с.
3. Баскакова, И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / И.Л, Баскакова [Текст]. — М.: Педагогика, 2016. — 220 с.
4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. . — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 96 с.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Издательство «Питер», — 2000. — 528 с.
6. Буханова, Н.Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовательской деятельности / Н. Н. Буханова // Научная статья. — 2016. — № 3(8). — 3 с..
7. Заваденко, Н. Н. Минимальные мозговые дисфункции у детей: ранняя диагностика и современные подходы к терапии / Н. Н. Заваденко. — М.: Просвещение, 2005. — 95 с.
8. Гаркавая Л.Ю. Развитие познавательной сферы/ Л.Ю. Гаркавая. — М.: ЭКСМО — пресс, 2016. — 84 с.
9. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я, Дудецкий — М.,2016. — 37с.
10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 123 c.
11. Карелин А.А. Психологические тесты. Том 2. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 234 с.
12. Кинтанар Л. Анализ зрительно-пространственной деятельности у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания //
Физиология человека. — 2000. — Т. 32. № 1. — С. 51-55.
13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. — 192 с.
14. Луговая Е.П. Познавательная сфера. Развитие познавательной сферы/ Е.П. Луговая. — М.: Дрофа, 2016. — 25 с.
15. Мичурина Ю.А., Никулина А.А. Гиперактивность у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — 3 с.
16. Меликян З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников . — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. — 136 с.
17. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. — СПБ: Питер, 2005. — 157 c.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 c.
19. Новикова О.Е. Психологический взгляд/ О.Е. Новикова. — М.: ИНФРА — М, 2015. — 37 с.
20. Румянцева, М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, осо бенности диагностики // Дефектология. — 2003. — № 6. — 22-28 с.
21. Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников посредством игровой мотивации.// Логопед. — 2009. —76с.
22. Сугробова Г. А. - Особенности познавательной деятельности у младших школьников с признаками СДВГ — Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 29. — С. 335-342
23. Сунцова, Т. А. Гиперактивный ребенок / Т. А. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 61-64.
24. Тихомирова Л.Ф Развитие интеллектуальных способностей школьника : Попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Акад. развития, 1996. — 237 с.
25. Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. — М.: изд-во «Экзамен», 2012. — 67 с.