Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из приоритетных задач современной методики обучения иностранным языкам является формирование у учеников межкультурной коммуникативной компетенции. В современном мире общение является залогом продуктивного взаимодействия между людьми. Однако, тенденция такова, что все реже люди общаются вживую в силу отсутствия свободного времени, а также по причине развития современных технологий, позволяющих поддерживать связь дистанционно, заменяя слова различными знаками. В частности дети, одержимые виртуальным миром, совершенно не умеют выражать свои мысли вербально. Именно поэтому ситуации общения, предлагаемые на традиционных уроках иностранного языка, являются для учащихся непривычными и вызывают большие трудности, особенно в средней школе, где ситуацию усугубляет так называемый переходный возраст.
Уроки иностранного языка, как правило, характеризуются однообразием и однотипностью, что пагубно сказывается на мотивации учеников а, соответственно, и на результатах обучения. На уроках не удаётся создать благоприятную атмосферу для порождения иноязычной речи, поэтому устная иноязычная речь продолжает оставаться одним из самых трудных аспектов в обучении иностранному языку, в том числе немецкому как второму иностранному.
В данной работе предлагается рассмотреть методы и средства обучения иноязычному общению на уроках немецкого языка, в частности такого вида речевой деятельности как аудирование.
Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. Аудирование состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания.
Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию в общем обучении устному иноязычному общению. Актуальность данной темы предопределена тем, что с учетом перспектив развития экономики и социальной сферы, сегодня важно сформировать у выпускников школ новые профессиональные и личностные качества, такие, как системное и творческое мышление, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Несмотря на то, что появился целый ряд исследований, посвящённых анализу психолингвистических аспектов восприятия и понимания речи на слух, методам формирования этого умения, влиянию условий протекания этой деятельности на характер восприятия и на наличие в средней школе учебных комплексов, а также разнообразных технических средств, данный вид речевой деятельности остаётся недостаточно развитым.
Цель исследования – охарактеризовать средства и приемы обучения устному иноязычному общению на уроке второго иностранного языка в школе.
Объект исследования – процесс обучения устной речи на уроках немецкого речи в школе.
Предмет исследования – педагогические условия обучения аудированию на немецком языке в школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику аудированию как виду устной речевой деятельности;
2. Описать особенности обучения аудированию на уроках второго иностранного языка в основной школе;
3. Провести анализ УМК по немецкому языку на предмет развития навыков аудирования;
4. Разработать комплекс упражнений по обучению аудированию на немецком языке.
Теоретико-методологической основой следующих авторов: Л. М. Апатова, И. А. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, Т. В. Латарева, В. П. Натальин, Е. И. Пассов, Н. Н. Пруссаков и многие другие. Л. М. Апатова и З. А.
Кочкина впервые развели понятия «аудирование» и «слушание», указав на то, что аудирование, кроме восприятия речи на слух, предлагает еще и осмысление услышанного (Кочкина 2007). И. Л. Бим выделила следующие виды аудирования: аудирование с полным пониманием услышанного и аудирование с пониманием основного содержания (Бим 1988). И. А. Зимняя и Н. И. Жинкин выделили основные механизмы аудирования в психологическом плане и определили факторы, способствующие успешности восприятия иноязычной речи на слух (Зимняя 1989; Жинкин 1982).
Методика сбора материала заключалась в выборке упражнений обучения устной иноязычной речи на материале УМК «Deutsch Schritte 4» 8 класс авторов И. Л. Бим, Л. В. Садомовой.
Методика анализа материала обусловлена изучением структуры, содержания учебного пособия, упражнений, направленных на обучение устной речи в УМК «Deutsch Schritte 4» 8 класс авторов И. Л. Бим, Л. В. Садомовой. Подбором упражнений для работы с аудитивными текстами.
Новизна данной курсовой работы усматривается в анализе УМК по немецкому языку за 8 класс с целью выявлению содержания и средств обучения немецкому языку.
Теоретическая ценность работы заключается в уточнении теоретических основ формирования и совершенствования аудитивных навыков учащихся основной школы при обучении немецкому языку как второго иностранному.
Практическая значимость исследования заключается в создании комплекса заданий, направленных на развитие аудитивных навыков и умений учащихся, который может быть использован в учебном процессе основной школы педагогами немецкого языка.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выявлены объект и предмет, поставлена цель и выделены задачи, охарактеризованы методы исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барановская Т. А. Современные методы обучения аудированию // Иностранные языки в высшей школе. – 2013. – №3. – С. 73-83.
2. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 3. – С. 20;
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр яз». - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.;
4. Бим И. Л., Садомова Л.В., Крылова Ж.Я. Немецкий язык 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 239 с.
5. Жинкин Н. И. «Речь как проводник информации». – М.: 1982. – 160с.;
6. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. - М., 1989. – 222 с.;
7. Ильина В. И. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования // Уч. Зап. Моск. гос. пед. Института иностр. яз. им. М. Тореза. —1968. – № 44. – С. 59-69;
8. Кочкина 3. А. Аудирование: что это такое? // Методическая мозаика. - 2007. - №8. - С. 12-18;
9. Максимова И. Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе». – М. : Просвещение, 2006. – 147;
10. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - 1996. - С. 240-290;
11. Малыгина Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию // Молодой ученый. - 2010. - №7. - С. 283-287.
12. Никитина Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения // Иностранные языки в школе. - 2014. - №10. - С. 26-32;
13. Примерная программа по второму иностранному языку. 5-9 классы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
14. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста // Иностранные языки в школе. – 1994. - №6. – С. 32-36;
15. Сергеева Н.Н., Яковлева В.А Иноязычное профессионально-ориентированое аудирование в системе профессионального образования: современные средства и методы: монография. - Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012. — 184 с.;
16. Соколов С.А. «Сборник лексико-грамматических упражнений для работы с магнитофоном». – М.: «Академия», 2012. – 78 с.;
17. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей. - М., Просвещение, 2003. - С. 124-139;
18. Сысоев П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе – 2007. - №4. – С. 9-18;
19. Трифонова Н. С. Характеристики входного материала, влияющие на обучение аудированию иноязычного текста . // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2013. – №2. – С. 148-156.
20. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
21. Anderson A., Lynch T. Listening. – Oxford: Oxford University Press, 1998.
22. Vandergrift L., Goh Christine C.M. Teaching and Learning Second Language Listening. – Routledge, 2012. – 331 p.
Список источников анализируемого материала
1. «Eine schwere Sprache»
2. Wie mein Bruder ein „PrinzeЯchen“ wurde