Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………......3
Глава 1: Теоретические основы социальной работы
с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации…....5
1.1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы…..…5
1.2. Социальная работа с семьями, находящимися
в трудной жизненной ситуации……………………………….……..13
Глава 2. Практические аспекты социальной работы
с неблагополучными семьями…………………………….……….19
2.1. Опыт практической работы специалистов
с неблагополучными семьями…………………………….………….19
2.2. Анализ деятельности специалистов по социальной работе
при организации взаимодействия с неблагополучными семьями…23
Заключение………...………………………………………………..….28
Список использованных источников………………………………...29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Можно говорить о том, что семья – это самый старый из всех институтов человеческого общества. Он прошёл достаточно сложный путь развития. Семья – это та малая ячейка общества, роль которой заключается в осуществлении очень важных социальных функций. В то же время, семья – это источник прироста населения, поскольку именно через семью продолжается продолжение человеческого рода. Именно в семьях воспитывают новое поколение и заложены основы для формирования зрелой личности. Через семью передают нравственные представления и ценности социального общества. Всегда очень важно говорить о культуре внутрисемейных отношений. Это была и остаётся одна из составных частей общей культуры всего общества.
Семья представляет собой достаточно важное звено во всей экономической структуре общества. Семейное потребление сегодня практически главная цель всего общественного производства. По тем признакам, насколько сегодня обеспечена семья и насколько она благополучна, судят в целом о благополучии общества. Качество жизни и экономический прогресс также можно оценивать по степени благополучия семей. В обществе возникают ситуации, когда сами семьи и дети в семьях нуждаются в поддержке государства. Периодически некоторые семьи попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало. Чаще всего это неполные семьи, где достаточно мал семейный доход. Это могут быть семьи беженцев или вынужденных переселенцев, семьи безработных или семьи с детьми-инвалидами, неблагополучные или многодетные семьи. У таких семей часто возникают похожие проблемы – финансовые, медицинские, проблемы с трудоустройством и др.
Объект исследования: неблагополучные семьи.
Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными семьями.
Цель работы: проанализировать содержание социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1.Рассмотреть неблагополучные семьи как объект социальной работы.
2.Описать социальную работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
3.Описать опыт практической работы специалистов с неблагополучными семьями.
4.Провести анализ работы специалистов по социальной работе при организации взаимодействия с неблагополучными семьями.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и социально-психологической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
1.1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
Под социальной работой понимают особый вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов различных групп общества. При реализации социальной работы разрабатывают и создают необходимые условия, которые способствуют восстановлению и улучшению способности нуждающихся людей к социальному функционированию. Основным направлением деятельности при социальной защите являются социальные гарантии. Под ними понимают обязательства государства по отношению к определённым категориям
общества, имеющим различного рода проблемы [10]. Эти проблемы могут быть самого разнообразного характера, медицинские, финансовые и др. Любые проблемы подобного рода решают с помощью государственной поддержки семей.
Формы государственной поддержки могут быть следующими:
- денежные выплаты семье на детей;
- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие
льготы родителям и детям;
- социальное обслуживание семьи;
-оказание консультативной помощи и др.
С течением времени количество нуждающихся семей растёт и можно говорить о положительной динамике подобного роста. Характеристикой семьи является её структура. Под структурой семьи понимают систему отношений и степени родства. В структуре семьи учитываются количество членов семьи, их родственные связи и характер взаимоотношений. Главной функцией семьи является первичная социализация ребёнка, его формирование и развитие. В жизнедеятельности семьи сегодня выделяют функции семьи по удовлетворению определённых потребностей всех её членов. К таким функциям относят:
-первичный социальный контроль;
-обеспечение выполнения социальных норм поведения всеми членами семьи;
-удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве и др.
С течением времени в семейном функционировании происходят изменения. Одни функции утрачиваются и им на смену приходят другие. Год от года некоторые семьи попадают в непростую жизненную ситуацию. Таким семьям всегда требуется помощь со стороны социальных организаций, которые следят за этой ситуацией. Называют такие организации центрами социального обслуживания. В настоящее время перемен в современном социуме возникает достаточно много. Эти проблемы могут носить самый разнообразный характер, но все они приводят к обострению разногласий между личностью, семьёй и обществом. При подобных проблемных ситуациях возникает реальная опасность деформации межличностных связей людей. В подобных случаях специалисты по социальной работе
помогают осознавать и преодолевать возникающие в семье проблемы [6].
Над проблемами социальной работы трудились исследователи Е.И. Холостова, В. П. Лебединская, О. А. Карабанова, В. М Целуйко и др. Исследователи не дают однозначного определения понятию семейное неблагополучие. Те авторы, которые занимаются данной проблематикой и изучают проблемы неблагополучных семей, как правило, вкладывают свой смысл в это понятие. Понятий и определений неблагополучной семьи имеется достаточно много и они часто имеют различные смыслы. В целом, проанализировав данное понятие некоторыми исследователями в этой области можно говорить о том, что чаще всего под неблагополучной семьёй понимают семью, где ребёнок испытывает неблагополучие. В то же время сам вид семьи, проблемная ли она, или неблагополучная, не играет особой роли. Это может быть семья, где имеется один или оба родителя. Семья может быть состоятельной, или наоборот нуждающейся [17].
Неблагополучные семьи – это те семьи, которые характеризуются низким социальным положением в различных сферах жизнедеятельности. Они не могут самостоятельно справиться с возложенными на них обязанностями. Их адаптивный потенциал значительно снижен по сравнению с другими семьями. При организации социальной работы выделяют два типа неблагополучных семей:
1.Неблагополучие семей открытого типа.
К ним относят:
-конфликтные семьи;
-проблемные семьи, например, с ярко выраженным алкоголизмом одного или обоих родителей;
- семьи - асоциалы;
- криминально - аморальные семьи;
-неполные семьи.
2. Семьи, имеющие скрытый тип неблагополучия. Со стороны подобные семьи выглядят состоятельными и счастливыми. Но ценностные
установки и действия родителей не соответствуют общепринятым социальным моральным нормам. Это всегда сказывается на детях и на их воспитании. К таким семьям относят:
-неблагополучные семьи ярко выраженного подобного характера;
-одновременные проявления подобного рода в различных сферах жизненного функционирования семьи, к примеру, на материальном и социальном уровне;
-неблагополучный семейный климат;
-эмоциональная обособленность со стороны родителей и отсутствие внимания к ребёнку.
Проблемы межличностных внутрисемейных отношений могут быть очень серьёзными. Это всегда приводит к деформации психики детей. Часто случается так, что отрицательные результаты неблагополучия в семье обнаруживаются быстро. Для всех очевидно, что эффекты семейного неблагополучия могут стать необратимыми. Если в данных случаях ничего не предпринимать. Больше всего в подобных ситуациях страдают дети. поскольку деформация психики ребёнка обязательно отразится на его характере. Наступают моменты, когда социальная неприспособленность семьи и отклоняющееся поведение ребёнка мешают социуму и окружающим, в результате чего уже страдает не только эта семья. Для всего общества это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 192с.
2. Бурменская, Г.В. Возрастно - психологический подход к консультированию детей и подростков. [Текст] / Г. В Бурменская., Е. И Захарова., О. А Карабанова - М.: 2015.- 206 с.
3. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное несовершеннолетних: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] /И.С. Ганишина. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2016. – 283с.
4. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России:
Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. [Текст] / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.
5. Зыбина, Г.В. Социальные технологии работы с семьями [Текст] / Г.В. Зыбина.// Социальная работа. – 2007. - No5. – С.30-32.
6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы основы
семейного консультирования: Учеб. Пособие [Текст] / О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.
7. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков [Текст] / И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС, 2009- 267с.
8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов [Текст] / Под ред.В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
9. Николаева, А. Е. Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в учреждениях социальной защиты / А. Е. Николаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 722-725. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38327/ (дата обращения: 29.05.2022).
10. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб. пособие [Текст] /В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
11. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие [Текст] / Олиференко Л.Я., Шульга Г. И., Дементьева И. Ф. - М.: Издательский центр «Академия», - 2002. - С. 59.
12. Павленок, П.Д., Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2009. - 560 с.
13. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие [Текст] / П. Д. Павленок. - 9-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
14. Социальная работа: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 295 - 296.
15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
16. Ступакова, Л. В. Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как объект социальной работы / Л. В. Ступакова, В. В. Ильинский, М. Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 188-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9141/ (дата обращения: 29.05.2022).
17. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. [Текст] / М. В. Фирсов. - М.: Владос. - 2001. - С. 126.
18. Федотова, Н. И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей / Н. И. Федотова, М. Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11807/ (дата обращения: 29.05.2022).
19. Федотова, Н. И. Роль семьи как социального института в социализации детей / Н. И. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 29.05.2022).
20. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст] / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2015. - 212с.
21. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие. [Текст] / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К. - 2015.- 292 с.
22. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей [Текст] / Целуйко В. М. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 272 с.
23. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи [Текст] / Целуйко В. М. Изд – во «Феникс» Ростов - на - Дону. 2004. – 184 с.
24. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие [Текст] / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. – 254 с.