Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена современным состоянием российского общества, которое в течение ряда десятилетий находится в условиях нестабильности. Она оказывает влияние на все сферы жизни – социальную, психологическую, политическую, экономическую, культурную и другие. Попытки осмыслить происходящее приводят к интенсивной поисковой активности. Наши современники не только стараются найти рациональное объяснение кризисных явлений, но и пытаются отыскать свое место в жизни. Нередко подобные попытки заводят людей в тупик, в результате чего некоторые отказываются от правил и норм, принятых в обществе, демонстрируя девиантное поведение. В свою «орбиту» такие люди способны втянуть не только взрослых, но и социально незрелых членов общества –подростков. Несовершеннолетние, в силу объективных причин, еще не способны оценить потенциальные риски от данного взаимодействия, поэтому могут стать объектами манипуляций. Став жертвой обмана, подростки перестают доверять взрослым. Особенно трудно в этом отношении подросткам, оставшимся без попечения родителей.
Отсутствие жизненного опыта не дает им возможность найти конструктивный выход из ситуации. В итоге они озлобляются и выбирают агрессивную манеру взаимодействия с окружающими – с позиции силы, тем самым демонстрируя поведение, отклоняющееся от установленных норм. И тогда возникает противоречие между необходимостью поддерживать социальную стабильность в обществе и объективными препятствиями для этого. Данные обстоятельства порождают проблему, обеспечения эффективной социализации подростков с девиантным поведением.
Девиация как социальное явление порождает рост преступности в среде несовершеннолетних, подрывает основы благополучного развития общества, нарушение общественных моральных норм и принципов, что представляет опасность его устойчивым основам, и без соответствующей реакции со стороны социальных институтов произрастает в глубокую проблему, вплоть до разрастания девиантных групп и процветания преступности.
Девиантное поведение, трактуемое как некоторая деформация общественных правил, становится в сегодняшнем дне явлением не только всероссийских, но и глобальных масштабов. Такое обстоятельство вызвало научный интерес среди социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов психологов и, конечно же, родителей.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день специальная литература, направленная на социальную и коррекционную работу с подростками с девиантным поведением, подробно толкуя теоретические концепции работы не учитывает всех особенностей, возникающих в работе с такими подростками на практике. Результатами построения процесса социальной работы с подростками с девиантным поведением без учета практических особенностей являются ужасающие сводки новостей... В этой связи исследование на тему «Теоретико-практические особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением» приобретает особенную значимость.
Объект исследования: социально-педагогическая работа с подростками с девиантным поведением.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением.
Цель исследования: проанализировать теоретико-практические особенности социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
- рассмотреть социально-психологический портрет подростка с девиантным поведением;
- определить специфику социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением;
- выявить современное состояние подростковой ситуации;
- определить особенности профилактики подростковой деиации в общеобразовательной организации.
Теоретическое обоснование исследования: девиантное поведение подростков, как объект исследования давно привлекает внимание не только психологов, но и современных отечественных исследователей в области социологии, таких как Д. Н. Болдина, Ю. Н. Булатова, О. М. Давыдова, О. И. Донина,О. В. Семин, В. В. Сизикова, О. М. Кирилюк, Н. Н. Коровкина, Л. Э. Левина, Г. П. Медведева, Р. А. Новиков, А. А. Новикова, Н. А. Тюрина, Е. И. Холостова, Е. В. Черная, и другие, однако, остаются нерешенными вопросы, связанные с исследованием деонтологических особенности социальной работы с подростками с девиантным поведением. Также были рассмотрены теоретические положения Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития; теории девиантного развития У.X. Шелдона, Э. Дюркгейма, Р. Мертона; теоретические положения о сущности девиантного поведения С. А. Беличевой, Н. В. Вострокнутова, В. Т. Кондрашенко, Менделевича В.Д.; теоретические положения О. М. Давыдовой о специфике социальной работы с девиантными подростками в современной России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианова, Р.Х. Девиантное поведение подростков : сущность, причины и социально-педагогическая профилактика / Р. Х. Андрианова // Социал. педагогика в России. – 2015. - № 1. – С. 34-40
2. Бабаева, А.В. Классификация позитивной девиации и ее проявления / А.В. Бабаева, Н.А. Попова // Научно-исследовательские публикации. – 2013. №3. – С. 58-63.
3. Бакланова, Н. К. Девиантное поведение подростков: основы профилактики / Н.К. Бакланова, Д. А.Потапов, К. В. Бакланов // Наука и школа. - 2018. - №4
4. Бояркина, И.А. Инновационные технологии работы с несовершеннолетними в конфликте с законом/ И. А. Бояркина // Технологии социальной работы с различными группами населения: сборник науч. статей. – Чита, 2014. – С. 32-38.
5. Гилинский Я.И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность./ Я.И. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова и др. -СПб., 2017. С. 116.
6. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Горчарова // Народное образование. - 2016. - №6. - С. 34
7. Давыдова О.М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России / О. М. Давыдова // Молодой ученый. - 2016. - № 27 (131). - С. 741-743.
8. Демидова, Е.Е. География социальных девиаций: постановка проблемы, примеры региональных исследований / Е. Е. Демидова // Региональные исследования. – 2015. №3(49). – С. 12-18.
9. Демидова, С.А. Повышение педагогической культуры родителей неблагополучных семей / С. А. Демидова, И.Р. Сорокина // Обучение и воспитание: сб. материалов науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 14 - 19.
10. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков: коллективная монография / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – Санкт-Петербург : ЗАО ПОНИ, 2010. – 316 с.
11. Ибрагимова, Л. А. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов / Л.А. Ибрагимова, Г. Р. Чубанова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - Т. 2. №6 (28). - С. 105-110
12. Козлов, Д.М. Деструктивное и самодеструктивное поведение личности как препятствие на пути самоорганизации жизни личности / Д. М. Козлов // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: сб. тезисов. – Симферополь, 2018. – С. 244-246.
13. Костюнина, Н.Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности / Н.Ю. Костюнина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. № 34 (325). – С. 41-44.
14. Кремнева, Т. Л. Методы и формы работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением / Т.Л. Кремнева, Ю. А. Кадурина // Лучшая научная статья 2018: сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018.- С. 259-263
15. Левина Л.Э. Девиантное поведение как проблема социальной работы / Л.Э. Левина // Сборник научных трудов КРИА ДПО ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ. Краснодар, - 2015. - С. 312-317.
16. Майсак, Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения / Н. В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. 2010. – № 4. – С. 78-86.
17. Максимлюк, С.А. Анализ причин девиантного поведения несовершеннолетних/ С. А. Максимлюк // Социальная работа. – 2012. № 4. – С. 92-96.
18. Медведева Г. П. Деонтология социальной работы / Г.П. Медведева. - М.: Академия,- 2015. - 224 c.
19. Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевия. - СПб.: Речь, - 2005. - 445 с
20. Муханова, Е.Д. Социальная работа с девиантными подростками / Е. Д. Муханова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. №3. – С. 60-66.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - 4-е изд. - М.: Педагогическое общество России, - 2014. - 442 с.
22. Орлов, Ю.М. Потребность в достижении цели // Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 694 с.
23. Отинова, Е. П. Проблемы социальной адаптации детей из центров содействия семейному воспитанию / Е. П. Отинова // Научные исследования и современное образование. 2018. С. 10
24. Подольская Т. А. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка / Т.А. Подольская, А. Д. Гусова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. №3 (16). - С. 158-160
25. Приказ МВД России от 15.10.2013 №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 №31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №11, 17.03.2014.
26. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста: метод. пособ./ А. М. Прихожан.– Москва : АНО «ПЭБ», 2017. – 56 с.
27. Райс Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Рай, К. Долджин; пер. с англ. Е.И. Николаевой. – 12-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, - 2014 - 816 с.
28. Романова Т. В., Данилова М. В. Анализ эффективности программы социально-педагогической профилактики беспризорности среди детей из семей «группы риска» / Т.В. Романова, М.В. Данилова // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 798-802.
29. Салахова, В.Б. Девиантное поведение как социально-психологическое явление / В.Б. Салахова, А.А. Ощепкова // Симбирский научный вестник. – 2016. - №4(26). – С. 45-55.
30. Седова, М.И. Методы, средства и приемы социально-педагогической и психологической профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / М. И. Седлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. №46(2). – С. 170-176.
31. Семенова, О.А. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях / О.А. Семенова, О.В. Серегина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. - Т. 2. №13. – с. 477-480.
32. Семин О.В. Теоретические подходы к пониманию девиантного поведения детей и подростков в теории и практики социальной работы / Л. И. Старовойтова, Т. Е. Демидова // Актуальные проблемы теории, истории, практики социальной работы и социального образования. Сборник статей студентов и преподавателей. Москва, - 2016. - С. 235-239.
33. Сизикова В.В., Болдина Д.Н. Направления социальной работы с девиантными подростками / В. В. Сизикова, Д. Н. Болдина // Социальные технологии социальной работы с детьми «группы риска». Сборник научных трудов по итогам ознакомительной практики. Научные статьи по итогам научно-практической конференции студентов СРБ-ДС-1 и преподавателей. Москва, - 2017. - С. 42-46.
34. Соболева, А.В. Социальные методы в социальной работе: теория и практика / А. В. Соболева // Специфика профессиональной деятельности социальных работников: сб. матер. науч. исслед. Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2015. - С. 178-181.
35. Социально-педагогическая профилактика: учебно-методический комплекс / Сост. Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. – 132 с.
36. Тетерский С. В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 496 c.
37. Тюрина Н.А., Булатова Ю.Н. Правовые основы социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением / Н. А. Тюрина, Ю. Н. Булатова // Социальные технологии социальной работы с детьми «группы риска» Сборник научных трудов по итогам ознакомительной практики. Научные статьи по итогам научно-практической конференции студентов СРБ-ДС-1 и преподавателей. Москва,- 2018. - С. 77-83.
38. Указ Президента РФ от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 25.09.2020).
39. Федорова, Н.В. О норме в социологии / Н. В. Федорова // Успехи современной науки. – 2016. - Т.5. № 10. – С. 32-35.
40. Фирсов М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия,- 2017. - 192 c.
41. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие / И.А. Фурманов. - М.: ВЛАДОС, - 2014. - 351 с.
42. Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих дисциплину «Психология девиантного поведения и аддиктивного поведения»/ Л. Б. Шнейдер М: Издательство Московского психолого-социального университета, - 2016. - 300 с.
43. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: монография / Л. Б. Шнейдер.– Воронеж: Веста-М, 2015. – 336 с.
44. Шубникова, Е.Г. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ как предметная область превентивной педагогики /Е.Г. Шубникова // Фундаментальные исследования. – 2014. № 9-1. – С. 193-197.