Фрагмент для ознакомления
2
В старшем дошкольном возрасте большая часть детей уже освоили звуковую сторону речи, имеют довольно большой словарный запас, обладают умением грамматически правильно составлять предложения. Но к сожалению, не у всех детей процесс овладения речью протекает одинаково. Во многих случаях он искажается, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, которые нарушают нормальный ход ее развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Правильная детская речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, потому что именно на основе устной речи формируется письменная. Дети, которые отстают в развитии фонематических процессов вероятнее всего, в школе будут испытывать трудности с овладением чтением и письмом, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Поэтому наиболее актуальной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением, является развитие детской речи, которое включает в себя умение четко произносить звуки, уметь различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно составлять предложения и уметь грамотно выразить свои мысли. Наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы.
Уже в дошкольном возрасте есть возможность выявить и предупредить возникновение фонетико-фонематического недоразвития речи. Его преодоление достигается за счет целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Поэтому и работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте.
Цель: Изучить логопедическую работу по коррекции фонетико- фонематических нарушений у дошкольников.
Задачи:
1.Рассмотреть определение фонематических процессов;
2.Изучить формирование фонематических процессов в онтогенезе;
3.Проанализировать особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
4.Рассмотреть особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.
Объект: Фонетико-фонематические нарушения у дошкольников.
Предмет: Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Определение фонематических процессов
В понятие фонематические процессы входит:
- фонематический слух;
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления.
Л.С. Волкова раскрыла термин «фонематический слух» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». Также она дала определение фонематическому восприятию, как» специальным умственным действиям по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова», в основе которого лежит фонематический слух. [8]
Фонематическим слухом называют способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, другими словами, это слух, который обеспечивает восприятие фонем данного языка. Фонематический анализ представляет собой умственные действия по анализу звуковой структуры слова, т.е. разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Подобно этому определению, под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова (слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова).
Под термином фонематические представления понимают сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образуются, основываясь на предшествовавших им ранее восприятий этих слов (определение дано основываясь на понятии «представления», которое дал И. М. Онищенко, как одного из психических процессов). [5]
На протяжении многих лет многие ученые, изучая звуковую сторону речи, не уделяли должного внимания ее восприятию. Они полагали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и комбинаций, т.е. она определяется и развивается благодаря моторике, мелким артикуляционным движениям. Л.С.Выгодский считал, что «единицей развития детской речи является фонема», полагал, что развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. [3]
Немало исследователей, таких как А. Р. Лурия, П. К. Анохин, стремились дать ответ на вопрос, вследствие работы каких отделов центральной нервной системы, благодаря функционированию каких механизмов, реализуется процесс восприятия речи, а именно фонем. Они же установили развитие соответствующих структур мозга на разных возрастных периодах. Уже в 1874 году Э. Вернике доказал, что в коре головного мозга, а именно в левом ее полушарии, на границе височной и теменной долей, находится зона сенсорной речи. Если она нарушена, то человек может слышать обращенные к нему слова, но понимать их смысла не может, поскольку непосредственно в этой зоне хранятся звуковые образы слов.
Основополагающим законом восприятия фонем является закон восприятия звучащей стороны речи. Л.С. Выгодским было выведено понятие «фонематического слуха», который включает в себя несколько речевых операций:
- возможность слышать данный звук в слове;
- возможность различать слова, в которые входят одинаковые фонемы, расположенные в разном порядке;
- возможность дифференцировать сходные по произношению, но разные по толкованию слова.
Д.Б. Эльконин разрабатывал наиболее эффективную методику для обучения чтению и письму, он опирался на идеи Л.С. Выгодского. Даниил Борисович считал, что для того, чтобы усвоить чтение и письмо недостаточно использования фонематического слуха, необходимо обучать детей пользоваться фонематическим восприятием. Он раскрыл понятие «фонематическое восприятие». Он считал, что в фонематическое восприятие входит:
- определение последовательности звуков в слове; - определение количества звуков в слове;
- возможность распознавать позицию звука в слове (начало, середина или конец слова).
Затем Д.Б. Эльконин устанавливает наличие в фонематическом восприятии фонемного анализа, который в свою очередь включает в себя:
- определение последовательности фонем в слове;
- установление дифференцированной функции фонем;
- отбор основных фонематических противопоставлений, которые свойственны данному языку. [7]
Таким образом, Д.Б. Эльконин доказал необходимость обучения детей навыкам фонемного анализа прежде, чем начнется обучение письменной речи. В процессе развития логопедической науки, многие исследователи отметили, что в случаях нарушения произношения в разной степени ухудшается и восприятие нарушенного звука (Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Ф.А. Рау, Е.Ф. Рау , М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин).
Такие исследователи, как Л.Е. Левина, В.К. Орфинская в своих работах установили, что у детей с нарушением произношения и восприятия фонем наблюдается незавершенность процессов формирования артикулирования и восприятия отдельных звуков. Таким образом фонематическое восприятие играет важнейшую роль для полноценного становления звуковой стороны речи. [3]
Свой вклад в изучение фонематических процессов вложил Н.Х. Швачкин. Он выявил порядок освоения детьми фонематических различий, а также установил важные закономерности восприятия фонем. Ученый считал, что фонематическое развитие проходит в несколько стадий:
1) Различение гласных звуков;
2) Различение согласных звуков.
В процессе прохождения этих стадий формируются фонематические различения, которые состоят из нескольких ступеней:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО [Текст] / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №5. – С. 48-52.
2. Ворошнина, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей : учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 291 с.
3. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А.М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской 56 научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2003. – С.70-83
4. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия» , 2014. – 256 с.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Ювента – 2016г – 96с.
6. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 108 с.
7. Морозова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопункте [Текст] / Л. Н. Морозова // Логопед. – 2015. – №7. – С. 65-71.
8. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
9. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2001. – 32с.
10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:» Издательство ГНОМ и Д» , 2000. - 80 с.
11. Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 2002. - 200 с.- 142с.
12. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 69-83.
13. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330
14. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконин. – 6-е изд., стер. – Москва: Академия, 2011. – 383с.
15. Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш : задания для профилактики нарушений письма [Текст] / В.А. Якунина. – М. : Сфера, 2014. – 64 с. – (Библиотека Логопеда).