Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1. Характеристика общего недоразвития речи: определение, уровни, признаки 5
1.2. Развитие процесса словоизменения в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Особенности обучения детей с ОНР согласованию числительных с существительными 24
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
2.1. Организация и результаты диагностики навыка согласования числительных с именами существительными у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 31
2.2. Анализ полученных результатов 32
2.3. Коррекционная программа 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Овладение грамматическим строем языка - обязательное условие формирования полноценного речевого общения, подобно тому, как познание объективных признаков предметов и многообразных отношений между ними. По мере развития ребёнок обнаруживает некое нормативное чувство языка, он учится определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого языкового стандарта.
У детей с ОНР нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому теоретическому уровню овладению речи, где ребёнок осознаёт элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими.
У детей данной категории наблюдаются грубые речевые нарушения при словоизменении и словообразовании. При грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений, они допускают разнообразные ошибки, несвойственные нормально развивающимся детям. Так, аграмматизмы являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений речевого расстройства, что приводит (к моменту школьного обучения) к нарушениям письменной речи.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений словоизменения являются согласования числительных с существительными. В группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях.
С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.
Цель: Изучить особенности навыка согласования числительных с именами существительными у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект: Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: Навык согласования числительных с именами существительными у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у детей с ОНР будут отмечаться нарушения согласования числительных.
Задачи:
1.Рассмотреть характеристику общего недоразвития речи: определение, уровни, признаки;
2.Изучить особенности развития навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3.Провести диагностику навыка согласования числительных с именами существительными у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4.Составить методические рекомендации по обучению детей с общим недоразвитием речи согласованию числительных с существительными.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Педагогическое тестирование;
3.Педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования: Материалы данной работы можно использовать студентам педагогических факультетов при подготовке к семинарам по теме работы.
Краткое описание курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст]: Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 287 с.
2. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». – 2017. – №3. – С.53-107.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 36 с.
4. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
5. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
6. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
7. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2015. – 224 с.
8. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
9. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
10. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 680 с.
11. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб.: «Союз», 2015. – 369 с.
12. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007. – 224 с.
13. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи. [Текст] /С.Л Рубинштейн – М., 2003-с.97
14. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
15. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.