Фрагмент для ознакомления
1
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей обучающихся во внеурочной деятельности....................................................6
1.1. Понятие познавательных способностей в психолого-педагогической литературе..........................................................................................................6
1.2. Особенности развития познавательных способностей у младших школьников..........................................................................................................9
1.3. Внеурочная деятельность как средство развития познавательных способностей у младших школьников..............................................................15
Выводы по первой главе.................................................................................18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных способностей обучающихся во внеурочной деятельности.............................20
2.1. Изучение уровня развития познавательных способностей у младших школьников......................................................................................................20
2.2. Организация работы по развитию познавательных способностей обучающихся во внеурочной деятельности...................................................25
2.3. Анализ результатов педагогической деятельности.................................26
Выводы по второй главе................................................................................29
Заключение.......................................................................................................31
Список использованной литературы................................................................33
Приложение 1..................................................................................................36
Приложение 2.................................................................................................38
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых важных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития нашего общества. В наше время становление и раскрытие потенциала детей, развитие их внимания, способности мыслить, предоставление комфортных условий для увеличения жизненного опыта и становления личности является основной целью современной педагогики. Вопросам, что направлены на процесс формирования и развития познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста в учебно-Учительном процессе обучения в образовательном учреждении, уделено значительное внимание. От решения этой проблемы во многом зависит эффективность учебного процесса, поскольку уровень развития познавательных процессов является важным мотивом познавательной деятельности младшего школьника.
Развитие познавательных способностей, согласно Федеральному Государственному Стандарту Начального Общего Образования (Далее по тексту – ФГОС НОО) является приоритетным основанием обеспечения преемственности начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочная деятельность развивает у ребёнка личностные качества, формирует интерес к учёбе, помогает адаптироваться в школе, углубляет, обобщает и расширяет знания учащихся, побуждает интерес к самостоятельному обучению.
Проблема развития познавательных способностей всегда находила широкое исследовательское внимание. Это обосновывается в трудах ученых: Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Куликовой, А.В. Петровского, Г.И. Щукиной, где успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные способности детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя.
Объект исследования: познавательные способности детей младшего школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни : трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. Москва : Изд. Дом Шалвы Амонашвили : Московский гор. пед. ун-т, 2007. 142 с.
2. Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 916-919
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. Москва [и др.] : Питер, 2008. 398 с.
4. Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 56 / Интертехинформ; под ред. Каргина А.В. Тула: Интертехинформ, 2019. 58 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
6. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. Москва: ЧеРо, 2000. 476 с.
7. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология [Текст]: конспект лекций / К.О. Казанская. М.: А–Приор, 2017. 160 с.
8. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников./ В.О. Кутьев. М.: Академия, 2018 г. 312 с.
9. Кэрролл, Джон Б. Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993.
10. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Воспитание школьников. 2012. №4. 18 с.
11. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. 234 с.
12. Познавательные психические процессы [Текст] : о механизмах чувств. и абстракт. лог. познания. Ощущение и восприятие. Представление и память. Мышление и речь / [сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова]. Москва [и др.] : Питер, 2001. 475 с.
13. Примерные программы внеурочной деятельности : начальное и основное образование : [16+] / [В. А. Горский и др.] ; под ред. В. А. Горского. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 111 с.
14. Психология младшего школьника: учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. Екатеринбург : [б. и.], 2018. 109 c.
15. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [электронный ресурс]: http://ou9.omsk.obr55.ru/files/2021.pdf (дата обращения 19.05.2022).
16. Психолого-педагогические особенности младшего школьника [электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-mlad.html (дата обращения 22.05.22).
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
18. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. 2003. № 3. с.107.
19. Теплов Б.М. 1961. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука. 312 с.
20. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. Москва : Академия, 2013. 334 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013., с. 50
22. Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности : введение в психологию / В. Д. Шадриков ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. Москва : Ин-т психологии РАН, 2019 (М. : Наука). 654 с.
23. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 6-е изд., стер. Москва : Академия, 2011. 383 с.