Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Соответствие темы стратегическим документам. Тема разрабатывается в рамках:
- программы направленной на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В частности, предусматривается увеличение к 2030 году до 70 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях.
- Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р, и предусматривающая создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, ведения здорового образа жизни (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2021 N 137)
- Программы развития бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет» на 2021-2030 годы: 1.4.2.1. Национальная цель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» работа вносит вклад в выполнение показателя национальной цели «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет».
Актуальность темы. Занятия фитнесом, как современная форма сохранения и укрепления здоровья и повышения качества жизни населения, приобретает все большую популярность. Так, в Великобритании доля фитнес-услуг составляет 6%, в Германии - 8,5%, в Голландии - 15,5%, в США - 18% [ВЦИОМ, 2014]. И в России только с 2012 по 2017 годы доля лиц, занимающихся фитнесом, увеличилась до 8% [ВЦИОМ, 2017].
В настоящее время сложились четыре основные формы организации занятий фитнесом: групповые, индивидуально-дифферецированные, индивидуальные и самостоятельные. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Так, групповые занятия характеризуются атмосферой единомышленников, здоровой конкуренцией, вдохновляющей к достижению целей, они стимулируют к регулярному посещению занятий, держат в тонусе занимающихся, обеспечивают возможность работать в парах, дают возможность расширить круг знакомств, обеспечивают широкий выбор фитнес-услуг, чаще всего не ограничены жесткими временными рамками, имеют относительно низкую стоимость. К недостаткам групповых занятий можно отнести ограниченное внимание тренера, отсутствие постоянного контроля, отсутствие учета индивидуальных особенностей, что значительно снижает эффективность занятий.
Сильными сторонами индивидуальных занятий являются: максимальное внимание тренера, индивидуальный план тренировок, более высокая эффективность занятий, низкая вероятность получения травмы, постоянная мотивация со стороны тренера, индивидуальное расписание занятий, использование более широкого круга средств оздоровления. Основным недостатком индивидуальных занятий является их высокая стоимость и зависимость от профессионализма конкретного тренера. В этом смысле максимально экономичными являются самостоятельные занятия. Однако их можно рекомендовать только лицам, имеющим опыт спортивной или профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Для неподготовленных людей риск самостоятельных занятий примерно такой же, как и при самостоятельном лечении.
В связи с вышеизложенным, выбор той или иной формы занятий определяется многими обстоятельствами. Отчасти проблему пытается решить зарождающийся индивидуально-дифференцированный подход, когда тренер в рамках групповых занятий пытается делить группу занимающихся на подгруппы по каким-то типологическим признакам. Однако этот подход пока не приобрел широкого распространения в основном из-за того, что это требует дополнительной подготовки от тренера, а также в связи с организационными трудностями, связанными с постоянными ротациями занимающихся в группах.
Таким образом, если мы имеем дело с неподготовленным человеком, не имеющим опыта занятий спортом или хотя бы регулярных прогулок на свежем воздухе, предпочтительным вариантом выбора становятся занятия с персональным тренером. При этом статистика свидетельствует, что из экономических соображений большинство посетителей фитнес-центров, как правило, покупают месячный абонемент для того, чтобы пройти своеобразную "школу фитнеса", а затем переходят на занятия в группе или самостоятельно. В этой связи, начальный этап индивидуальных занятий фитнесом приобретает особую роль. Между тем, большинство исследований в фитнес-тренировке касается групповых [Романенко Н.И., 2013; Диаконидзе И.А., 2020 и др.] и отчасти индивидуально-дифференцированных [Козлов С.С., 2017] подходов. Степень разработанности технологии работы персонального тренера на начальном этапе занятий фитнесом явно недостаточна [Бекарев А.М., Сулина О.А., 2020]. Хотя попытка алгоритмизации работы тренера в рамках оздоровительной программы "Изотон" предпринималась еще в конце 20-го столетия [Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., 1993]. Это порождает противоречие между социальной востребованностью в работе персонального тренера и отсутствием научно обоснованных моделей его деятельности на начальном этапе занятий фитнесом. Все это делает актуальной тему исследований "Повышение рекреационно-оздоровительного потенциала начального этапа индивидуальных занятий фитнесом под руководством тренера"
Цель исследования: Теоретическое обоснование, разработка модели начального этапа индивидуальных занятий фитнесом и ее экспериментальная апробация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и изучить степень разработанности проблемы по литературным источникам
2. Разработать и экспериментально проверить модель начального этапа индивидуальных занятий фитнесом на примере
3. Повысить рекреационно-оздоровительный потенциала начального этапа индивидуальных занятий фитнесом на основе разработанной модели
Рабочая гипотеза. Индивидуальные занятия фитнесом на начальном этапе будут более эффективными, если будет разработана и реализована модель их проведения с учетом диагностического, моделирующего, практического и рефлексивного компонентов.
Объект исследования - процесс занятий оздоровительным фитнесом
Предмет исследования - эффективность модели начального этапа индивидуальных занятий оздоровительным фитнесом с учетом диагностического, моделирующего, практического и рефлексивного компонентов
Научная новизна. Впервые разработана и апробирована модель начального этапа индивидуальных занятий оздоровительным фитнесом с учетом диагностического, моделирующего, практического и рефлексивного компонентов
Теоретическая значимость. Разработана теоретическая модель начального этапа индивидуальных занятий оздоровительным фитнесом с учетом диагностического, моделирующего, практического и рефлексивного компонентов. Исследование расширит наши представления о механизмах повышения рекреационно-оздоровительного потенциала начального этапа занятий фитнесом.
Практическая значимость. На основе результатов исследования будут разработаны практические рекомендации по повышению эффективности занятий оздоровительным фитнесом
Участники исследования. В исследовании примут участие лица в возрасте ...... лет, занимающиеся оздоровительным фитнесом в фитнес-центре.
Методы исследования. Теоретический анализ и изучение степени разработанности проблемы по литературным источникам, вариационная пульсометрия и ортостатическая проба для оценки физиологической эффективности занятий, педагогический анализ, хронометраж, Самочувствие, Активность, Настроение для оценки педагогической эффективности занятий, оценка рекреационно-оздоровительного потенциала и самореализации в процессе занятий, оценка структуры мотивации оздоровительной деятельности, типа и гармоничности телосложения, максимального потребления кислорода, физической подготовленности, моделирование, педагогический эксперимент по оценке эффективности модели начального этапа индивидуальных занятий оздоровительным фитнесом с учетом диагностического, моделирующего, практического и рефлексивного компонентов, методы описательной статистики.
Методы проверки достоверности результатов. Определение достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами будет осуществляться по t-критерию Стьюдента в связных и несвязных выборках, а также с использованием непараметрических методов – Хи-квадрат Пирсона и U критерия Вилкоксона-Манна-Уитни для анализа качественных данных.
Ожидаемые результаты исследования:
1. Критический анализ современных подходов к организации занятий оздоровительным фитнесом
2. Модель начального этапа индивидуальных занятий оздоровительным фитнесом под руководством тренера с учетом диагностического, моделирующего, практического и рефлексивного компонентов.
3. Практические рекомендации по повышению рекреационно-оздоровительного потенциала начального этапа индивидуальных занятий оздоровительным фитнесом под руководством тренера
Организация, совместно с которой выполняется работа – г. Сургута.
Этапы работы: Исследование планируется провести в четыре этапа. На первом (февраль 2022 - июль 2022) необходимо осуществить анализ литературных источников по теме исследований, сформулировать задание на выполнение ВКР, разработать и освоить методы исследования, осуществить инициацию проекта. На втором этапе (сентябрь 2022 - декабрь 2022) будет разработана модель начального этапа индивидуальных занятий оздоровительным фитнесом под руководством тренера. На третьем этапе (январь 2023 - декабрь 2023) будут сформированы контрольная и экспериментальная группы и проведен формирующий педагогический эксперимент по оценке эффективности предложенной модели. На четвертом этапе (январь 2024 - июнь 2024) предполагается осуществить статистическую обработку полученного материала, подготовить практические рекомендации и выпускную квалификационную работу.
Сроки работы: февраль 2022 г. – июнь 2024 г.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А. Организация оздоровительно-рекреационной двигательной активности студенчества в условиях клубных занятий / Е. Андреева, Р. Сухомлинов // Теория и методика физического воспитания и спорта. – 2016. – № 3. – С. 29-32.
2. Андрющенко Т. К. Формирование ценностного отношения к собственному здоровью: автореф. дис. ... канд. пед. наук по спец. 13.00.08 «Оздоровительная педагогика» / Т. К. Андрющенко. М., 2014. 20 с.
3. Воронова М.Д. Методология и методика социологических исследований // Социс. – 2014. – № 7. – С. 49-52.
4. Жуковский Е. И. Самостоятельная физкультурно-оздоровительная деятельность студентов (Инструктивно-методические материалы) / Е. И. Жуковский. М., 2013. 44 с.
5. Каленова И. Совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях образовательных учреждений / И. Каленова, О.Погонцева // Проблемы активизации рекреационно-оздоровительной деятельности населения. М., 2010. С. 113-117
6. Киверник А. Факторы использования упражнений спортивного характера в физкультурно-оздоровительной работе современного образовательного учреждения / Киверник А. // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта: монография. / Под ред. С. С. Ермакова. М., 2006. С. 64-67.
7. Круцевич Т. Организация физкультурно-оздоровительной работы за рубежом / Т. Круцевич, Н. Пангелова // Спортивный вестник. – 2011. – № 2. – С. 156-163.
8. Круцевич Т. Развитие нравственной составляющей личности в процессе организованной двигательной активности / Круцевич Татьяна // Спортивный вестник. – 2015. – № 2. – С. 93-97.
9. Кудрявцева Н. В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с молодежью за рубежом: монография. М., 2014. 221 с.
10. Купер К. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов / К. Купер. М.: ФиС, 2006. 125 с.
11. Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков (Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docplayer.ru/185104-Organizaciya-dosuga-detey-i-podrostkov.html (дата обращения 03.06.2022).
12. Магомедов Р. Р. Физкультурное образование на основе антропологического похода / Г. Г. Магомедов // Вестник Адыгейский государственного университета. Сер.3: Педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 284-290.
13. Максимов А. Внедрение здоровье сберегающих образовательных технологий для оптимизации двигательной активности / О.Максимов // Молодая спортивная наука: сб. тезисов. доп. М., 2017. Вып. 21.
14. Малашенко М. Влияние новых средств и форм занятий физическими упражнениями на двигательную деятельность и состояние здоровья / М. Малашенко // Молодая спортивная наука. М., 2017. С. 46-48.
15. Мейксон Г. Б., Шаулин В. Н., Шаулина Е. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре / Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин, Е. Б. Шаулина. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
16. Меловидов В. К. Методы самоконтроля за состоянием здоровья и тренированности занимающихся различными видами оздоровительной аэробики / В. К. Миловидов, О. Н. Песина, А. И. Пустозеров. Челябинск: Урал-ГУФК, 2006. 140 с.
17. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика Теория и методика /Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. 384 с. 67
18. Михайлович М. М. Факторы использования упражнений спортивного характера в физкультурно-оздоровительной работе современного образовательного учреждения Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта: монография. / Под ред. С. С. Ермакова. М., 2011. С.104 -107.
19. Моргун И. Н. Физкультурное образование на основе взаимодействия семьи и педагогов образовательных учреждений: дисс ... канд. пед. наук / Моргун И.Н. М., 2014. 181 с.
20. Москаленко Н. В. Пути оптимизации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях разного типа / В. Москаленко, А. В. Полякова // Здоровье для всех: сб. ст. V Междунар. науч.-метод. конф. Минск, 2013. Ч. 1. С. 204-208.
21. Москаленко Н. Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях / Н.Москаленко, А. Полякова, Я. Ковров // Спортивный вестник. – 2013. – № 1. – С. 40-42.
22. Оздоровительная двигательная активность / И. Свистельник. М., 2017. 22 с.
23. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность ХХІ века. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramotey.com/?open_file=1269009380#TOC_id1886582 (дата обращения 01.06.2022).
24. Пангелова Н. Е. Теоретико-методические основы формирования гармонично развитой личности в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... доктора наук по спец. 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения» / Н. Е. Пангелова. М., 2016. 37 с.
25. Пангелова Н. Особенности программного обеспечения физкультурно оздоровительной работы в образовательных учреждениях России / Наталья Пангелова // Спортивный вестник. – 2010. – № 2. – С. 24-27.
26. Петрукович Н. Закаливание личности в системе оздоровительной работы по семейному воспитанию / Н. Петрукович, Л. Врублевская, Е. Врублевский // Спортивный вестник. – 2012. – № 2. – С.30-32.
27. Петрукович Н. П. Роль семьи в формировании рациональной двигательной активности и укреплении здоровья детей / Н. П. Петрукович // Здоровье для всех: материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. Минск, 2012. Ч. 1. С.167-169.
28. Петрунина Н. В. Эффективность физкультурно-оздоровительной программы в процессе физического воспитания в образовательном учреждении / Н. В. Петрунина, Г. Н. Голубева // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 1. – С. 92.
29. Полякова А. Двигательный режим и физическое состояние детей в образовательных учреждениях разного типа / Полякова Антонина // Спортивный вестник. – 2015. – № 2. – С. 170-175.
30. Родичкин П. В. Стретчинг в физическом воспитании / П. В. Родичкин, С. А. Возовиков, В. М. Голубев // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С.171-174.
31. Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования в современных социокультурных условиях: монография / Е. Г. Сайкина. СПб.: Образование, 2014. 301 с.
32. Сайкина Е.Г. Танцы на мячах. Оздоровительно-развивающая программа по фитбол-аэробике для студентов / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 31 с.
33. Сайкина, Е.Г. Фитнесс в ВУЗе: учеб.-метод, пособ. / Е.Г. Сайкина. СПб.: Утро, 2013. 170 с.
34. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. М.: СпортАкадемПрес, 2014. 172 с.
35. Смирнов Н.В. Качественные исследования в социологических практиках: учеб. пособ. М.: Ин-т социологии, 2013. 384 с.
36. Смирнов Н.В. Методы исследований в социологии // Социум. – 2014. – №8. – С.37-43.
37. Смирнов Н.В. Социологические исследования: монография. М.: Наука, 2015. 221 с.
38. Соловьева Л. А. Дополнительный физкультурнооздоровительный комплекс для ослабленных дошкольников / Л. А. Соловьева, Е. И. Кривицкая // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2047. – № 3. – С. 61-63.
39. Старченко А. Обоснование целесообразности использования средств фитнеса в физкультурном образовании / А. Старченко // Молодая спортивная наука: сб. наук. тр. в области физ. воспитания, спорта и здоровья человека. М., 2016. Вып. 20 т. 1/2. С. 325- 329.
40. Старченко А.Ю. Оптимизация физкультурного образования на основе применения средств фитнеса: автореф. дис. ... канд. наук по спец. 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения» / Старченко А. Ю. М., 2015. 20 с.
41. Старченко А.Ю. Детский фитнес как один из эффективных средств улучшения здоровья физкультурной образованности // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. – 2014. – № 2 (36). – С. 177-184.
42. Томенко А.А. Теоретические основы неспециальной физкультурной образования учащейся молодежи: автореф. дис. ... доктора наук по спец. 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения» / А. А. Томенко. Киев, 2012. 36 с. 70
43. Филимонова А. С. Физическое воспитание на основе средств фитнеса / А. С. Филимонова, Ю.К. Чернышенко // Физкультура, спорт – наука и практика. – 2014. – № 1-4. – С. 74-75.
44. Фирилёва Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учеб.- метод. пособ. для педагогов дошк. и шк. учр. / Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. СПб.: Детство-пресс, 2015. 352 с.
45. Хоули Э.Г. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Э.Г. Хоули, Б.Д. Френке. М.: Олимпийская литература, 2014. 375 с.
46. Шебеко В. Н. Формирование субъективных качеств у человека в физкультурно-оздоровительной деятельности / Шебеко В. Н., Мельникова М. С. // Мир спорта. – 2014. – № 2 (43). – С.48-55.
47. Яворская Т. Е. Гармоничное развитие в процессе использование оздоровительных инновационных технологий / Яворская Т. Е. // Слобожанский научно-спортивный вестник. – 2013. – № 5 (38). – С. 300-303.
48. Яровая Н.А. Анкетирование и опрос как метод исследований социологических явлений и процессов // Актуальные вопросы социологии. – 2014. – №2 (36). – С. 22-26.
49. Яровая Н.А. Методы социологических исследований // Наука и инновации. – 2014. – № 8. – С. 12-19.