Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время проблемы социального развития ребенка становятся
все более актуальными и затрагивают не только воспитателей, но и
родителей, озабоченных тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, войдя в этот
мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. В дошкольном
образовании социальное развитие ребенка рассматривается как процесс
познания ценностей, традиций и культуры общества. С этих позиций важно
рассмотреть важность роли воспитателя в этом процессе, а также основных
понятий, составляющих сам процесс: «социализация», «социальное
развитие», «социальное воспитание».
Знакомясь Федеральными Государственными Образовательными
Стандартами, трудно не заметить, что государство придает большое значение
социально-личностному развитию детей. В федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)
социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из
образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками,
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе» [25].
По мнению ряда ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые
годы жизни - это критически важный период для социального,
4
интеллектуального и личностного развития. Именно в дошкольном детстве у
человека формируется самосознание и закладываются первые представления
о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного
взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В связи с этим проблема социального развития становится не просто
актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений не могут
игнорировать тот факт, что ни один из институтов воспитания не может
сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность
дошкольника, так как в семье ребенок находится в течение значительной
части своей жизни. Следовательно, необходимо учитывать это в работе ДОО
и организовывать целенаправленное взаимодействие педколлектива и семьи
в процессе всестороннего развития детей, в том числе и социального.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить
направления и содержание совместной деятельности педагогов дошкольной
организации и родителей по развитию социальных навыков детей.
Объект исследования - развитие социальных навыков у детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности взаимодействия педагогов ДОО с
родителями.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие
задачи:
1. Изучить сущность и содержание понятия «социальные навыки»;
2. Дать характеристику социальных навыков детей старшего
дошкольного возраста;
3. Определить особенности взаимодействия педагогов ДОО с
родителями;
4. Провести диагностику сформированности социальных навыков у детей
старшего дошкольного возраста;
5
5. Проанализировать направления и содержание совместной деятельности
педагогов дошкольной организации и родителей по развитию
социальных навыков детей;
6. Дать рекомендации по развитию социальных навыков детей старшего
дошкольного возраста во взаимодействии педагогов в дошкольной
образовательной организации с родителями.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой
практики);
2. эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
3. методы обработки результатов (качественный и количественный
анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления
результатов).
Базовыми в понимании процесса социализации личности явились
подходы Андреевой Г.М., Гусельцевой М.С., Мудрика А.В., Ярцева Д.В.
Изучая социальные навыки, мы придерживались работ таких авторов, как
Денисенко В.Н., Рубинштейн С.Л., Мунирова Л.Р., Куницына В.Н., Косова
Н.М., Кан-Калик В.А. Изучением особенностей развития социальных
навыков занимались Шаповаленко Л.С., Зимняя И.В., Лисина М.И., Ж.
Пиаже, Коломинский Я.Л., Рузская А.П., Смиронова Е.О., Ветрова В.В.
База исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы, приложений.
6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
1.1. Сущность и содержание понятия «социальные навыки»
Актуальность социального развития возрастает в современных
условиях в связи с особенностями социальной среды ребенка, в которой
часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности и речевой
культуры. В рамках реализации ФГОС ДО в образовательной деятельности
дошкольных учреждений больше внимания следует уделять достижению
целей и решению задач социально-коммуникативного развития [25, с.4-17.].
Основной целью социального развития является позитивная
социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [7].
Термин «социализация» стал использоваться во второй трети XIX века,
когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге «Теория социализации»
(1887) определил сущность этого процесса как «развитие социальной
природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к
социальной жизни». Но как общепринятое научное понятие «социализация»
начала активно работать в западной, особенно в англоязычной, философской
и психологической литературе только в конце 50-х XX в.
В России в начале XX в. и первые послереволюционные десятилетия
понятие «социализация» широко использовалось для обозначения процесса
внедрения социализма в ту или иную область хозяйств: «социализация
транспорта», «социализация местного производства». И хотя выдающиеся
педагоги 20-х гг. XX в. серьёзно обращались к педагогической природе
социализации, к проблемам взаимосвязи воспитания и социализации, они
обходились весьма разнородными категориями: «педагогика среды» (С.Т.
Шацкий), «отношения с окружающей средой» (А.С. Макаренко),
7
«общественная среда ребенка» (П.П. Блонский). Вплоть до 80-х гг. XX в.
советская педагогика объявляла социализацию предметом буржуазной науки,
противостоящим воспитанию, и понятие «социализация» употреблялось
исключительно в контексте критики концепций западных идеалов.
В настоящее время с понятием «социализация» в педагогике
происходят значительные перемены. Ещё десятилетие назад им оперировали
только специалисты в области социологии и социальной психологии, а
официальная педагогика все механизмы становления личности описывала
через категорию «воспитание». В многочисленных педагогических работах
все обставляется с «точностью до наоборот», одни авторы просто
упраздняют воспитание и все, что прежде имело к нему отношение,
объявляют социализацией; другие считают социализацией нравственное и
гражданское воспитание и сложнейшую проблему смены в нашем обществе
жизненных ценностей и нравственных императивов пытаются решать
средствами социализация: социализацией все стихийные, педагогические
влияния на ребёнка, и тем самым выводят её за пределы предмета
педагогики. При определении понятия «социализация» как педагогической
проблемы существуют разнообразные формулировки и подходы (Б.С.
Гершунский, И.С. Кон, В.В. Сериков, В.Т. Кудрявцев) [14, с. 6].
Социализация — процесс и результат включения индивида в
социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом
социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе
социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые
для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и
взаимодействовать с другими людьми [33].
В психологическом словаре «социализация» определяется как процесс
усвоения индивидом на протяжении жизни социального опыта, норм, систем,
социальных ролей и культурных ценностей того общества к которому он
принадлежит [5] .
8
В словаре по коррекционной педагогике и специальной психологии:
«социализация - 1. Процесс и результат активного усвоения и
воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя:
социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов),
социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения,
самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную
адаптацию и социальное преобразование себя и социальной
действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов,
межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного
воспитания. Социализация, в результате которой усваивается и
воспроизводится асоциальный опыт, называется негативной. 2. Интеграция
человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных
общностей (группа, социальный институт, социальная организация),
усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе
которых формируются качества личности [15].
Несколько иное понимание термина «социализация» встречается у В.В.
Москаленко. Автор понимает его как двусторонний процесс взаимодействия
индивида и общества, в котором предполагает как репродуктивную, так и
продуктивную деятельность. Первая сторона связана с усвоением
социального опыта, вторая с социальной ролью человека, его вкладом в дело
развития материальной и духовной культуры. Таким образом, согласно В.В.
Москаленко многозначный термин «социализация» обозначает совокупность
всех социальных процессов, благодаря которым индивид осваивает и
воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена
общества [19].
Еще, более широкое по объему понятие встречается в исследовании
Л.С. Рубан. Автор рассматривает его как процесс становления человека как
общественного существа, включающее социальное познание, т.е. осознание
индивидом своего «я» и взаимоотношений с другими людьми, приобретение
9
знаний об общественных институтах, в том числе об отдельных социальных
институтах и их функциях, усвоение ценностей, норм, значимых в данном
обществе, и формирование на их основе системы ценностных ориентации
исоциальных установок, выработку практических навыков и реализацию их в
конкретной деятельности [26].
На наш взгляд, данное определение социализации является наиболее
полным и выбирается нами как основное.
В детском саду происходит процесс формирования позитивной
социализации — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими
людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности
и интересы других.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей старшего
дошкольного возраста: способы реализации / П.А. Адамова, В.В.
Винникова, Т.А. Газарова, Л.Ю. Борохович // Образование и
воспитание. – 2017. – №2. – С. 21-24.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : Учеб. для студентов вузов,
обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г. М.
Андреева. - 5. изд., испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 363 с.
3. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия
семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до
Я. - 2004. - № 4. - С. 30-37., Куликова Т. А. Семейная педагогика и
домашнее воспитание. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия,
2000. - 232 с.
4. Блинова, Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего
дошкольного возраста [Текст] // Л.Ф. Блинова / Казань, 2007. – 56 с.
5. Большой психологический словарь [электронный ресурс]: режим
доступа: https://gufo.me/dict/psychologie_dict (дата обращения 31.05.22).
6. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А.
Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А.
Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.
7. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Наука, 2012. - 300
с.
8. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского
сада / Под ред. Л.В. Загик, Т.А. Марковой. – М.: Владос, 2011.-192с.
9. Выготский Л.C. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 3. - М.: Просвещение, 2003. -146 с.
10. Гурина, И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с
папой слушаем [Текст] // И.В. Гурина. – СПб., 2007. – 32 с.
46
11. Доронова, Т.Н., Дошкольные учреждения и семья – единое
пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е.
Жичкина, С. И. Мусиенко - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2014. – 224с.
12. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего
учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.:Просвещение,
1989. -189 с.
13. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.
Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2004. - 42 с.
14. Кириенко С. Д. Развитие субъектной активности дошкольников :
методическое пособие / С. Д. Кириенко, В. М. Конышева ; М-во
образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по
образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф.
образования "Челябинский гос. пед. ун-т". - Челябинск : Образование,
2007. - 148 с.
15. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь:
Учебное пособие/ Сост. . — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО,
2006. — 144 с.
16. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие
для высшей школы. - М.: Просвещение, 1994. - 190 с.
17. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. – 2-
е изд.перераб. и допол. - М., Нальчик, 1996. - 96 с.
18. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина;
Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.
- М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383
с.
19. Москаленко В. В. Социализация личности: (Филос. аспект) / В. В.
Москаленко. - Киев : Вища шк., 1986. - 198 с.
47
20. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] // А.В.
Мудрик. – М.: МПСИ, 2009. – 568 с.
21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.:
Педагогика, 1984. - 111 с.
22. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические
труды / Пд ред. А.А. Бодалева. - М.: Модэк МПСИ, 2010. - 150 с.
23. Опарина, Е.В. Формирование социальных навыков школьников во
внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах / Е.В.
Опарина // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 1. – С.
83- 87.
24. Полозова, О.В. Формирование социальной компетентности у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в
проектной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 /
Полозова Оксана Владимировна. – Москва, 2015. – 30 с.
25. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.11.2013 N 30384).
26. Рубан Л. С. Процесс социализации учащихся: (Социологический
анализ проблем нац. школы региона с диффузным расселением) /
Моск. пед. ун-т. - Москва, 1992. – 21 с.
27. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи [электронный
ресурс]:
http://detsadms.in.prosadiki.ru/media/2019/11/29/1264593764/Sovremenny
_e_podxody_k_vzaimodejstviyu_DOU_i_sem_i.pdf (дата обращения
31.05.22).
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 336 с.
48
29. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников.
Оценка деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина //
Дошкольная педагогика 2007. — №7. – 70 с.
30. Хмелькова, Е.В. Педагогические условия социально-
коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в
исследовательской деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук :
13.00.01 / Хмелькова Елена Вячеславовна. - Казань, 2017. – 29 с.
31. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у
дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов
дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2010. – 256 с.
32. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и
возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
33. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании : [Учеб.
пособие] / Н. И. Шевандрин. - М. : Гуманит.-изд. центр "ВЛАДОС",
1995-.Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальной
психологии. - М. : Гуманит.-изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 543 с.