Фрагмент для ознакомления
2
наличия у него настроения и сил продолжать игру [5].
Для того чтобы дольше удерживать внимание малышей и увеличить продолжительность и эффективность занятий, во время работы с ребенком необходима смена видов деятельности. Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, причем спокойные игры должны сочетаться с подвижными. Коррекционную работу нужно начинать с несколькихтематически связанных этапов: лексическая игра, артикуляционное упражнение, упражнение для пальчиков. Следует постепенно увеличивать время занятия, включая новые упражнения и направления работы [3].
Необходимо сочетать четкое планирование занятие с гибкостью его проведения, и, в зависимости от отношения и ответных реакций детей, некоторые части занятия можно сократить, расширить, отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный элемент.
Для того чтобы приобретенные навыки закрепились в повседневной жизни, близким необходимо постоянно поощрять их использование в разных ситуациях, побуждать, а иногда и требовать, чтобы ребенок действовал поновому.
Малышам крайне необходима эмоциональная поддержка со стороны взрослого, и положительная оценка его достижений во время занятий, поэтому взрослые должны отмечать, даже незначительные достижения и успехи ребенка, в случае же неудачи не акцентировать на ней внимание ребенка [9].
Также необходимо отметить, что важнейшим направлением в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста становится работа с родителями, так как они являются одними из главных участников коррекционного процесса. Логопеду необходимо информировать родителей о закономерностях речевого развития детей, причинах и механизмах речевых нарушений, комплексном подходе в их устранении, специальных методах и приемах коррекционной работы с детьми [3].
В настоящее время создан ряд методик, позволяющих преодолеть речевые нарушения детей раннего возраста, к ним относятся методики, разработанные Е.Ф. Архиповой, Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Л.Н. Ефименковой, Л.Н. Смирновой, Т.Н. Гирилюк.
В методике, разработанной Г.В. Дедюхиной и Е.В. Кирилловой, представлен обобщенный опыт логопедической службы психоневрологического санатория, помощь в котором осуществляется последующим направлениям: медикаментозное лечение, логопедическая и психоневрологическая помощь, лечебная физкультура, массаж. Такая разносторонняя помощь осуществляет комплексный подход в коррекции речевых нарушений. [5].
Логопедическая помощь осуществляется последующим направлениям: развитие внимания, активной речи, формирование правильного речевого дыхания, развитие слухового восприятия, понимания речи окружающих. Авторы отмечают важность положительного настроя ребенка и взрослых во время занятий, похвалы и терпеливого отношения к неудачам в работе с ребенком [5].
Л.Н. Смирнова выделяет следующие направления коррекционной работы с детьми третьего года жизни: формирование фонетикофонематической базы, развитие связной речи, речевой моторики, активизация сенсорного развития, развития высших психических функций, познавательной деятельности, формирование процессов социальной адаптации. Занятия предусматривают активный речевой тренинг, развивающий речевую деятельность детей в условиях эмоционального комфорта. Предполагается применение рифмованных текстов, которые служат катализатором, включающим в работу речевые образы [8].
Методика Л.Н. Ефименковой ориентирована на детей с общим недоразвитием речи I, II и III уровней. Автор разработала методические приемы по формированию фразовой и связной речи у детей с речевой патологией. Методика предполагает проведение коррекционной работы в три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи. Первый этап включает в себя воспитание речевой активности детей, формирование пассивного и активного словаря, главной задачами второго и третьего этапа является формирование фразовой и связной речи соответственно [8].
Методика Е.Ф. Архиповой предполагает три этапа. Рассматриваемый нами возраст приходится на второй и третий этапы логопедической работы.Коррекционно-логопедическая работа строится поэтапно и подразумевает включение постепенно усложняющихся упражнений. Комплексная коррекционно-логопедическая работа подразумевает развитие эмоциональной, сенсорной, познавательной сфер, нормализацию состояния мышц артикуляционного аппарата, артикуляционные и дыхательные упражнения, стимуляцию голосовой и речевой активности, развитие понимания речи [2].
Методика Елены Янушко ставит основной своей целью «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими детьми, имеющими отставание в речевом развитии. Методика автора предусматривает следующие направления в работе с детьми: развитие общения и сотрудничества со взрослым, развитие слухового восприятия, развитие дыхания, развитие моторики рук, развитие речи [8].
Методика, разработанная Т.Н. Гирилюк, ставит своей целью преодоление ЗРР у детей раннего возраста с псевдобульбарной дизартрией посредством формирования психомоторной сферы. Методика предусматривает следующие направления работы: укрепление соматического здоровья, формирование моторной сферы, развитие высших психических функций, развитие импрессивной и экспрессивной речи, работа с родителями Основной стратегией технологии, разработанной Ю.Ф. Гаркушей является формирование потребности в вербальном общении, стимуляция становления самостоятельной речевой деятельности детей в контексте онтогенетически адекватных форм общения на основе развития когнитивной активности. Предусмотрено пять циклов занятий, последовательно чередующихся между собой: «Речь: внимание, понимание, потребность», «Речь и познавательные процессы», «Вербальные средства общения», «Слово и речевые звуки», «Речь
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. – М.: ПАРАДИГМА, 2013. – 128 c. – (ЭБС «IPRbooks»). – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13020 (по паролю)
2.Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: дисс.…канд. пед. наук / О.Е. Громова. – М., 2013.
3.Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития / Т.А. Датешидзе. – СПб.: Речь, 2014.
4.Дьякова, Е.А. Логопедический массаж: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2013.
5.Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2014.
6.Забрамная, С. Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] : Пособие для педагогов, дефектологов, психологов / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 128 с.
7.Линн Мюррей. Психология ребёнка от 0 до 2. Как общение стимулирует развитие [Текст] / Линн Мюррей. – М. : Перевод изд. ООО «Альпина нонфикшн», 2016. – 170 с.
8.Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь [Текст] / О. Э. Литвинова. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 128 с.
9.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2013.
10.Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М., 2014.
11.Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2013. – 445 с.
12.Титова, Т.А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева и др. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
13.Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 2013.
14.Шемякина, О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
15.Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5- 3 лет / Е. Янушко. – М.: Теревинф, 2014.