Фрагмент для ознакомления
2
показывает все «прелести» крепостной системы: он видит крепостного, которые работает на двух лошадях на поле попеременно, то есть дает одной лошади отдыхать, пока работает вторая. Сам же крестьянин без отдыха работает, чтобы отработать барщину и немного заработать, чтобы прокормить семью. Конечно, такая картина до боли возмущает писателя .
Почему же Радищев выбрал именно этот путь - из Петербурга в Москву? Императрица всегда ездила именно этим путем, поэтому автор и назвал свои главы в честь станций, через которые они проезжали. Таким образом Радищев пытался открыть глаза правительству, показать настоящую Россию.
Помимо того, что крепостное право губит народ, оно еще его и развращает, подталкивает на ужасные поступки. Так, в главе «Медное» Радищев рассказывает о том, как молодой барин продает своего бывшего дядьку, который вырастил его и когда-то спас от утопления, свою кормилицу, и их дочь, которую он обесчестил. Но автор акцентирует внимание на то, что для окружающих это вполне обыденное зрелище, которое никто и никак не осуждает. Но в то же время, в другой главе перед нами предстает Аннушка, ее матерью и жених Иван. Девушка не может выйти замуж за своего суженого, пока не заплатит 100 рублей выкупа. Автор-рассказчик хочет помочь красивой и доброй крестьянке и предлагает деньги за поцелуй. Но Анна не собирается целовать барина, потому что ее поцелуи уже другому «посулены», мать же не берет деньги, чтобы не ставить под сомнение доброе имя своей дочери, а Ваня не желает милости, когда у него есть две руки, привычные к работе. Казалось бы, одна книга, но всегда есть две стороны медали, но, к сожалению, тех, кто смог бы отказаться от денег – очень мало.
А. Н. Радищев пишет о тяжести для народа рекрутской системы, и о нелепости цензуры, и о «подлом раболепии» - обо всех сторонах жизни, которые в то время были острыми, резко критикуя их. Беззаконие, творившееся в стране, административный произвол, неправосудие, злоупотребление властью вельмож, чиновников и помещиков Радищев рассматривал как прямое и неизбежное следствие крепостничества и самодержавия, говоря о том, что если бы не было такое пропасти между слоями общества, не было бы и этих проблем.
2.2 Образы крестьянства в «Путешествии из Петербурга в Москву»
А. Г. Татаринцев писал о типичности образов крестьян в «Путешествии из Петербурга в Москву». Так, Радищев раскрывал конкретные качества крестьянина – его любовь к труду, красоту физическую, красоту души, благородство, независимость, готовность принять на себя тяготы жизни и судьбы, чувство единства, солидарности. Не было цели описать конкретного крестьянина .
Изучение типического говорит нам о сущности явления, нахождении всеобщего в единичном. В крестьянах А. Н. Радищева читателю предстают качества русского народа.
В главе «Клин» предстает слепой старик-певец, который исполняет сказания народа. Им заслушивались все собиравшиеся вокруг, а слова его глубоко проникали в душу. Мы видим, как важны эти напевы для русской культуры, крестьянства того времени. Не так важны «кудрявые напевы» столичных знаменитостей, как напевы простого слепого старца. Народ внимательно и благодарно слушает этого старика, сохраняет память о далеких предках и временах.
Описание истории крестьянства А. Н. Радищевым включает в себя обязательное включение темы патриотизма. Певец являлся воином, принимал участие во многих битвах, потерял зрение в одном и сражений. Описывая этот образ, Радищев подчеркивает патриотизм певца, ведь зрение он потерял не случайно. «О! вы, последующие мне, будьте мужественны, но помните человечество!» , – восклицает слепой певец.
В главе «Зайцово» мы видим сцену убийства крестьянами помещика и его сыновей, пытавшихся совершит насилие над невестой одного из крестьян. Помещик набросился на них, но был убит вместе с тремя своими сыновьями. А. Н. Радищев оправдывает это убийство, тем самым, показывая отношение к помещикам. Здесь же мы видим традицию права первой ночи, на которую опирался убитый помещик. Данная традиция идет из родоплеменного строя. В феодальные времена она стала гнусным унижением личности крестьянина и его семьи. Мы видим возмущение крестьян.
Какие еще качества крестьянина ярко представлены А. Н. Радищевым? Прежде всего, это качество милосердия, способности прийти на выручку.
В первую очередь надо сказать, что в системе ценностей крестьянина находились достаток, то есть удовлетворение своих скромных материальных потребностей, уважение односельчан, праведность поведения и дети. Для крестьян того времени счастье заключалось в том, чтобы прожить свою жизнь, постоянно трудясь, быть здоровым, иметь какой-либо скромный достаток, жить всегда только в соответствии с обычаями и традициями, которые были завещаны от предков, жить по правде и совести, иметь большую семью, детей, быть уважаемым человеком на селе, совершить как можно меньше грехов, не уезжать из родной деревни, если это возможно, и умереть счастливым человеком в кругу своей семьи и своих друзей, успев перед этим покаяться священнику во всех совершённых грехах.
Образ крестьянки Анюты из главы «Едрово» демонстрирует нам важность сохранения традиций из народа. Крестьянские семьи показаны как крепкие и сильные. «Меня было сватали в богатый дом за парня десятилетнего; но я не захотела. Что мне в таком ребёнке; я его любить не буду. А как он придёт в пору, то я состареюсь, и он будет таскаться с чужими. Я хочу себе ровню» .
Существовавшие тогда в России законы в сфере бракосочетания противоречили природе, на что и указывает А. Н. Радищев. «Неравенством лет нарушается единый из первейших законов природы; то может ли положительный закон быть твёрд, если основания не имеет в естественности? Скажем яснее: он и не существует» . Такое положение вредило как физическому здоровью, так и нравственному состоянию русского народа. На этот факт обращал внимание ещё М.В. Ломоносов .
Анюта не принимает деньги от незнакомого путешественника, хотя данный подарок был от сердца. Тем не менее, она понимает, что принятие денег будет негативно воспринято в той среде, где она живет, и отказывается.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бердинских В. А., Русь крестьянская : зримый мир русской деревни. — Москва : Ломоносовъ, 2020. — 180, [80] с.
2) Всеобщая история / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов, Л.П. Маринович, Л.Т.Мильская. Портреты историков. Т. 2. М., 2000.
3) Долгих А.Н. Консерватизм, либерализм и крестьянский вопрос в общественно-политической мысли России на рубеже XVIII—XIX веков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов, 2015. № 2 (52): В 3 ч. Ч. II. С. 70.
4) Ионайтис О. Б., Цензурная судьба сочинений А. Н. Радищева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2015. — № 2 (140). — С. 52-63.
5) Карамзин, Н. М. Полное собрание сочинений: в 18 т. Т. 2. - Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998 – 576 с.
6) Кропоткин П. А. Записки революционера . – М.: Моск. рабочий, 1988 . - 544 с
7) Ларионова Л. Г., Низвержение легенды: Новые детали об экземпляре "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева из собрания П. В. Щапова // Про книги. — 2021. — № 1/2 (57-58). — С. 34-71
8) Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа // Ломоносов М. В. О сохранении русского народа /сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 15-34
9) Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
10) Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. - М. : РОССПЭН, 2001. - 573 с
11) Николашин В. П., Роль аграрных реформ в развитии государств // Вопросы истории. — 2021. — № 6, ч. 2. — С. 69-81
12) Первушина Е., "Путешествие из Петербурга в Москву" в пяти измерениях // Наука и жизнь. — 2018. — № 10. — С. 72-77
13) Поль Д. В., "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй" (образ России в "Путешествии из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева и в "России в концлагере" И. Л. Солоневича) // Искусство и образование. — 2016. — № 6. — С. 7-17.
14) Приказчикова Е. Е., Бельгийское путешествие из Петербурга в Москву: по следам А. Радищева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2015. — № 4 (145). — С. 249-257
15) Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Проза. Л.: Художественная литература, 1984. 264 с.
16) Радищев А.Н. Избранные сочинения. М., 1952
17) Розенберг Н. А., Образ человека и облик эпохи // Искусствознание. — 2015. — № 3/4. — С. 593-603
18) Симонова М. М., Трансформация крестьянского хозяйствования в России: ретроспективный анализ // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 7. — С. 167-183
19) Сосницкий Д. А. Историческая память о Допетровской Руси в России второй половины XIX — начале XXI вв.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2015. 344 с.
20) Татаринцев А. Г. Сын Отечества. Об изучении жизни и творчества А. Н. Радищева: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
21) Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М., 1995.
22) Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Проза. Л.: Художественная литература, 1984.
23) Чернявский А. Г., Российская естественно-правовая мысль XVIII-первой половины XIX века. Антология российской естественно-правовой мысли Т. 1, 2017. — 164, [1] с.
24) Шингарев А. И. Вымирающая деревня: Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда.//http://ibyu.narod.ru/vimirder.html (дата обращения 15.06.2022)