Фрагмент для ознакомления
2
Как следует из представленных выше данных, для детей с синдромом Дауна характерны медленный рост словаря и более позднее появление фразы.
Рассмотрим качественные особенности их речи:
- Объем экспрессивного словаря снижен, наблюдается использование
неполных облегченных слов, звукоподражаний жестов.
- Анализ фразовой речи выявил картину выраженного аграмматизма.
- Встречаются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании существительных с прилагательными и числительными.
- С большим трудом дети осваивают монологическую речь, им трудно рассказать о каком-либо событии, но они могут сделать небольшое сообщение отвечая на заданные вопросы.
Таким образом, проанализировав результаты исследований особенностей развития фразовой речи у детей раннего возраста с синдромом Дауна, мы можем сделать выводы, что одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна – значительное отставание ее экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании речи. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя. Что в дальнейшем повлечет за собой стойкое системное недоразвитие речи.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна - генетическое расстройство, которое является ведущей причиной когнитивных нарушений. Популяционная частота составляет 1:700 новорожденных детей, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.
Клинические проявления синдрома Дауна связаны с мягкой и умеренной задержкой развития, дети имеют характерные черты лица, низкий мышечный тонус в раннем детстве. Такие дети обычно имеют пороки сердца, повышенный риск развития лейкемий, раннее начало болезни Альцгеймера, желудочно-кишечные заболевания, и другие проблемы со здоровьем. Впервые синдром Дауна (монголоидная идиопатия) клинически был описан английским врачом Джоном Лэнгдоном Дауном в 1866 году и повторно Ваарденоургом в 1932 году, высказавшим предположение о ее связи с хромосомной аномалией. Полную трисомию обнаружил Жером Лежен с коллегами в 1959 году, описав цитогенетически и клинически девять детей с данным синдромом и лишней хромосомой 21 в кариотипе. Слово «синдром» означает совокупность симптомов, признаков. При употреблении этого термина предпочтительнее форма «синдром Дауна», а не «болезнь Дауна» [3].
Существуют три цитогенетические формы синдрома: регулярная трисомия, транслокационная, мозаичная [1].
1) Стандартная (регулярная) трисомия-21 - 21 хромосома в этом случае находилась в клетке спермы или в яйцеклетке. Оплодотворенная яйцеклетка содержала 47 хромосом, и все остальные тоже. Такая форма встречается наиболее часто: около 94% детей с синдромом Дауна имеют именно такую форму.
2) Транслокационная трисомия-21 – около 4 % новорожденных с синдромом Дауна имеют эту форму отклонения. В этом случае фрагмент из одной из трех 21-х хромосом прикреплен (транслоцирован) к другой, как правило, к 13, 14, 21 или 22-й.
3) Мозаичная трисомия-21 – такое явление встречается достаточно редко, только в 2% случаев. Дети с этим вариантом хромосомного набора наряду с измененными клетками имеют какое-то количество обычных, поскольку третья 21-я хромосома не передается ребенку от родителей, а измененные клетки образуются уже в процессе деления клеток плода. [9]
В результате три 21-х хромосомы присутствуют только в тех тканях, которые развились из этой клетки. Поскольку в этом случае не все клетки организма несут в себе искаженный набор хромосом, признаки синдрома Дауна у таких детей выражены слабее.
Е. Поле отмечает основные физиологические признаки синдрома Дауна [3]: умственная отсталость, мышечная гипотония, брахицефалия, эпикант, монголоидный разрез глазных щелей, катаракты, пятна брушфильда (очаги белого цвета на границе наружной и средней трети радужки), косоглазие, реже – помутнение роговицы и хрусталика, толстые губы, утолщенный язык с бороздами (так называемый, складчатый язык), плоская спинка носа, узкое небо, деформированные ушные раковины, избыток кожи на шее, разболтанность, подвижность суставов, поперечная линия на ладони (так называемая, обезьянья линия), клинодактилия мизинцев. Среди аномалий внутренних органов отмечают пороки сердца (дефекты перегородок в сочетании с аномалиями крупных сосудов), желудочно-кишечного тракта, мочевой системы, мозга. Наличие эпиканта - вертикальной складки, закрывающей внутренний угол глаза. [3]
Среди факторов риска рождения ребенка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее [3]. Риск рождения ребенка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.
Структура недоразвития речи детей с синдромом Дауна характеризуется следующими признаками: - речь появляется поздно и недоразвита на протяжении всей жизни; - недостаточное понимание речи; - бедный словарный запас; - нарушение речи в виде дизартрии или дислании. Эмоциональная сфера остается практически сохраненной. Дети с синдромом Дауна «могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми» [7]. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. - Мурманск, 2014г.
2.Вестник Даунсайд Ап «Сделай шаг» - 1(53), апрель 2016
3.Вестник Даунсайд Ап «Сделай шаг» - 2(52), октябрь 2015
4.Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев//Ленанд, 2015.- 322 с.
5.Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна, «Даунсайдап», Москва, 2013 (стр.83, 125)
6.Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна, Москва, «Даунсайдап», 2012 (стр.36 - 183)
7.Лищук О., Ученые описали молекулярные основы синдрома Дауна, N +1, 2016
8.Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
9.Пащенко, И.В., Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ- – М.: Эксмо, 2077.
10.Печора К.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го
года жизни // ПантюхинаГ.В.Изд. СФЕРА 2016г. - 72 с.
11.Поле Е.В., Синдром Дауна. Факты, Москва, «Даунсайдап», 2015
12.Смирнова Л.М.,Малыш начинает говорить. Смирнова Л.М.Овчинников С.М. М.: Айрис-ПРЕСС. 2012 – 176с.
13.Скаллерап, Сьюзан Дж., Ребенок с синдромом Дауна, новое руководство для родителей, «Даунсайд Ап», Москва, 2012 (стр. 21, 95)
14.Стреблева Е.А.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ Стреблева Е.А., Шматко Н.Д, Разенкова Ю.А.//изд. Просвещение. - 2014 г. – 432с.
15.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2012 - 240 с.
16.Щуркова, Н.Е. Понятийный аппарат педагогической технологии, 2014