Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Коммуникативная компетенция на уроках русского языка в основной школе
1.1. Коммуникативная компетенция как методическое понятие
1.2. Структура и содержание коммуникативной компетенции в области русского языка
Глава 2. Методика формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в основной школе
2.1. Методические приемы формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в ООШ
2.2. Методика формирования коммуникационной компетенции при изучении темы «Правописание приставок на З- / С-» в 5 классе на основе системно-деятельностного подхода
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
1Коммуникативная компетенция на уроках русского языка в основной школе
1.1Коммуникативная компетенция как методическое понятие
Слово «компетенция» имеет множество значений в словарях, чаще всего определяется как область вопросов, в которых индивид имеет хорошие знания, опыт, познания.
Современная методическая наука определяет компетенцию в качестве совокупности знаний, умений и навыков по русскому языку.
Понятие «компетенция» созвучно с понятием «компетентность», при этом значения данных понятий различны:
- компетенция является системой знаний, навыков, умений, которые были приобретены во время учебных занятий и составляют содержательный компонент обучения,
- компетентность представляет собой особые свойства личности, которые определяют способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции.
Основной для современной методики преподавания русского языка в основной школе является коммуникативная компетенция [3, с.78].
Коммуникативная компетенция включается в себя следующие виды компетенций:
- лингвистическая,
- дискуссионная,
- речевая,
- социальная,
- стратегическая,
- предметная,
- социокультурная,
- профессиональная.
Коммуникативная компетенция, по мнению ряда авторов, содержит в себе умения:
- овладения разными видами речевой деятельности,
-использования правил культуры устной и письменной речи,
- применения базовых понятий русского языка,
- использования этих понятий в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Другие авторы говорят о таких элементах, входящих в коммуникативную компетенцию, как:
- сведения об употреблении в речевом общении аспектных единиц языка,
- знания, имеющие форму правил, приемов различения и употребления единиц языка,
- инструкции и рекомендации по функционированию языка в речевом общении.
Еще одним определением данного понятия является следующее: «коммуникативная компетенция означает знание языка (родного и неродного), а именно знание таких его составляющих, как:
- лексика,
- фонетика,
- стилистика,
- грамматика,
- культуры речи. [14, с.67].
Коммуникативная компетенция является важной характеристикой языковой личности, ее можно приобрести как результат естественной речевой деятельности или как результат специализированного вида обучения.
Теоретическая составляющая коммуникативной компетенции включает в себя следующие компоненты:
- знания о языковой системе,
- знания о речевой деятельности и ее функционировании,
речевые умения в разных видах деятельности:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно- деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. – Москва: КНОРУС, 2017-460 с.
2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. Научно - теоретический журнал. №4. – 2015. – С. 67.
3. Аямова М.А. Формирование ключевых компетенций школьков на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 12-15.
4. Байденко С.М. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 123 с.
5. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова // Педагогика. 2012. - № 4. - С. 27-33.
6. Горин М.С. Компетенции и их значение в школьном образовании.- М. Наука, 2016.- 234 с.
7. Данилова С.А. Развитие диалога в процессе решения мыслительных задач / С.А. Данилова // Вопросы психологии. -2015. - №2.- С. 14-16.
8. Зимина Н.Я. Психология общения / Н.Я. Зимина М.: Астра-Пресс, 2015. - 296 с.
9. Кутепов, С.П. Теория обучения русскому языку в основной школе.-М.: Наука, 2017.- 254 с.
10. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2016. – 588 с.
11. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2019. – 272 с.
12. Митрохин, М.А. Технология креативного мышления.-М.: Наука. 2016.- 312 с.
13. Николаев, С.В. Формы и методы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка в основной школе.- М.: Наука, 2014.- 345 с.
14. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2014. – 237 с.
15. Петрова, М.А. Системно- деятельностный подход и его применение на уроках русского языка и литературы.- М.: Педагогика, 2015.- 154 с.
16. Сиротина, С.А. Технология креативного мышления. Опыт использования.-М.: Наука, 2017.- 165 с.
17. Тихонов, Д.А. Курс современного русского языка в основной школе.-М.: М.: Педагогика, 2019.- 245 с.
18. Титова, М.А. Обучение русскому языку. Методические рекомендации.-М.: Просвещение, 2018.- 213 с.
19. Успенский, М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: Учеб. пособие / М.Б. Успенский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2014. – 190 с.
20. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка.- учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. – М.: Высш. шк., 2013. – 332 с.