Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современной системе специального образования приоритетным направлением является формирование гармонически развитой личности, обладающей необходимыми навыками и компетенциями для успешной социализации в обществе. Любое речевое нарушение способно негативно повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, его взаимодействие с социумом, поведение, восприятие самого себя.
В настоящее время количество детей с речевой патологией неуклонно растет, среди них большой процент составляют дети с дизартрией, возникающая вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Изучение особенностей звуковой стороны речи у дошкольников с дизартрией является весьма актуальным вопросом в логопедии, так как именно состояние звукопроизношения и фонематических процессов является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на возникновение социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности.
Из-за возникающих при дизартрии артикуляционных нарушений у детей раннего возраста затруднено формирование кинестезий, необходимых для формирования правильного звукопроизношения, а это, в свою очередь, приводит к недоразвитию фонематических процессов. Это негативно влияет на развитие ребенка, в частности на его нервно-психическую деятельность уже в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации, так как данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие всех сторон речи, а следовательно, снижают эффективность процесса школьного обучения детей в целом. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием проблемы речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии занимались Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина, Т.А. Гарёва, Е.А. Георгица, Л.В. Григорьева, О.В. Елецкая, А.А. Тараканова, Л.Н. Ефименкова, Л.И. Белякова, Е.В. Жулина, Н.В. Иванова и другие.
Объект исследования: процесс нарушения речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии.
Предмет исследования: коррекция речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии.
Цель исследования: комплексное исследование коррекции речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие «дизартрия» в современной литературе;
изучить клинико – психолого - педагогическую характеристику детей раннего возраста группы риска по дизартрии;
выявить специфику речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии;
провести анализ методик изучения речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии;
разработать комплекс коррекционной работы по развитию речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии.
Методологическая основа исследования включает в себя содержательный анализ научных источников, касающихся речевой интонации детей раннего возраста группы риска по дизартрии.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести подпунктов и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баряева, Л.Б. Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников [Текст] / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина // Специальное образование. 2020. – №2 (58). – С. 90.
2. Гарёва, Т.А., Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с дизартрией [Текст] / Т.А. Гарёва // Проблемы современного педагогического образования. 2021.– №70-1. – С. 11.
3. Георгица, Е.А. Развитие интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР [Текст] / Е.А. Георгица // Этнокультурное образование в современном мире. Сборник научных статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции / Научный редактор Е.А. Александрова. М.: Перо. 2017. – С. 108-114
4. Григорьева, Л.В. Формирование просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В. Григорьева // Приоритетные направления развития образования и науки: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс. 2017. – 90 с.
5. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи [Текст] /О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. – 312 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова, Л.И. Белякова. – М.: Владос, 2018. – 112 с.
7. Жулина, Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2018. – 143 с.
8. Жулина, Е.В. Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет [Текст] / Е.В. Жулина, Я.О. Ладина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. – № 62-3. – С. 74-77.
9. Жулина, Е.В. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией [Текст] / Е.В. Жулина, Н.Н. Соловьева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – №58-2. – С. 79-82.
10. Иванова, Н.В. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи [Текст] / Н.В. Иванова, Я.А. Савина // Символ науки. 2017. – №3 – С.14-18.
11. Карпухина, Л. В. Особенности развития просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией посредством логопедической ритмики [Текст] / Л. В. Карпухина // Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей XI Международного научнопрактического конкурса: в 3 частях. Пенза: «Наука и Просвещение». 2017. – С. 23-25.
12. Ковригина, Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей - логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. 2018. – № 3. – С. 59.
13. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой. 2 изд., стереотипное. - М.: Сысл, 2019. – 544с.
14. Крупенчук, О.И. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи [Текст] / О.И. Крупенчук., О.В. Витязева. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.
15. Ларина, Е.А. К вопросу о формировании темпоритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией / Е.А. Ларина // Педагогический журнал. – Хабаровск. 2018. – Т. 8. – № 5 – С.25-27.
16. Ледовских, А.С. Коррекция нарушений просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией посредством театрализации [Текст] / А.С. Ледовских // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Н. П. Клушиной, Е. И. Зритневой, Т.В. Бахуташвили. Ставрополь: Издательство «АГРУС». 2018.– С. 213–216.
17. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. - изд. 2- е, испр. и доп. – Москва: Эскимо, 2018. – 608 с.
18. Лопатина, Л. В. Этиопатогенез минимальных дизартрических расстройств / Л. В. Лопатина [Текст] // Экология детства: особый ребенок и общество : материалы ХХV Междунар. конф. «Ребенок в современном мире». — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. – С. 57–61.
19. Мазурова, Н.В. Описание норм развития в таблицах и программах. [Текст] / Н.В. Мазурова, Н.Е. Арбекова. – М.: ЛОГОПРАКТИКА, 2018. – 197 с.
20. Селезнева, П.Н. Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии [Текст] / П.Н. Селезнева // Вопросы дошкольной педагогики. 2019.– № 7 (24). – С. 28-30.
21. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] / А.В. Семенович. – Учебное пособие. - 11-е изд. - М.: Генезис, 2018. – 474 с.
22. Фролова, А.С. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста [Текст] / А.С. Фролова, Т.А. Таринская // Образование и воспитание. 2018. – № 1 (16). – С. 72-76.