Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство и право - это важнейшие институты, которые являются неотъемлемым условием для существования цивилизованного общества. И это общество нуждается в признании данных ей прав, защите, реализации, а государство, в свою очередь, должно обеспечивать эти нужны.
Некоторые права даны человеку от рождения, некоторые права индивид приобретает в силу достижения определенного возраста, социального статуса или иных оснований, предшествующих приобретению определенного набора прав. Право есть система нормативных предписаний, установленных или санкционированных государством и направленных на регулирование общественных отношений.
Непосредственно государство и право это такие системы, которые не могут существовать друг без друга. Эти категории взаимодополняют друг друга. Что сможет стать тем защитником и гарантом, который предоставит возможность человечеству воплощать своими действиями в жизнь данные ему права? Что сможет выступить регулятором общественных отношений и связей, сложившихся у индивидов в ходе эволюционирования и динамичного развития? Ответ на эти вопросы только один. Такой могущественной силой может быть только специальная организованная публичная власть, которая и вобрала в себя все необходимые способности, возможности и определенные качества и характерные черты, присущие такому понятию как государство.
Цивилизованное и развитое государство должно гарантировать и обеспечивать реализацию человеком комплекса принадлежащих ему прав. Это его обязанность. В этом и проявляется сущность государства, одно из назначений, одна из его функций.
Государство - это система динамичная. Но развитие государства невозможно и без развития права. На каждом этапе существования и проживания общества совершенствуется и его правовая основа. В качестве примера можно взять всем известную периодизацию развития российского государства и права. Каждая стадия в этой периодизации имеет свои новшества, будь это появление нового законодательства, изменение формы государства и в связи с этим смена жизненных ориентиров, ценностей и идеалов конкретного сообщества людей.
Основной идеей теологической теории является божественное происхождение государства: вся власть от бога что придавало власти абсолютную обязательность и святость.
Еще одной древней теорией является патриархальная, ее основателем является «отец науки» античный философ - Аристотель. Он считал, что патриархальная семья, являясь первоначальной ячейкой общества, сформировала иные общественные образования, в том числе и государство. По мнению Аристотеля, люди как коллективные существа стремятся к коммуникационным связям и созданию семьи, эволюционирование такой семьи приводит к созданию государства. Аристотель считал, что государство есть результат размножения семей, их интеграции, расселения. Государственная власть - это продолжение и развитие отцовской власти. Он считал, что государственная власть это одно и то же, что и патриархальная власть главы семьи.
Конфуций в Китае продолжил развивать данную теорию, считая, что государство является большой семьей. Власть императора была аналогичной власти отца, а отношения правящих и подданных - это семейные отношения, где младшие зависимы от старших и обязаны подчиняться правителям, быть почтительными. Правители должны проявлять заботу о своих подданных, как это принято в семье.
В XVII веке эта теория получила развитие в работах английского ученого Роберта Фильмера, который считал, что Бог дал Адаму власть над женой и детьми, а от Адама эта власть переходила к старшим в роде или в целом народе, в связи с чем королевская власть обладает патриархальным происхождением и базируется на воле Бога, который не дал ей никаких ограничений.
Еще современники Фильмера считали его взгляды нелогичными. Например, Д. Локк полагал, что исходя из учения Фильмера монархов должно было быть столько, сколько было отцов семей, либо в мире должна быть одна монархия, как одна большая семья.
В современном мире эта теория получила развитие в идее государственного патернализма, т. е. обязательство государство заботиться о своих о своих гражданах при возникновении негативных для них ситуаций. Зачастую государственного деятеля отождествляют главе большого семейства, надеются на него, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы передать ему широкие полномочия, не замечая при этом все его действия и не давая им объективную оценку.
В период буржуазных революций возникла теория «общественного договора». Основателями данной теории являются: Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Жан Жак Руссо, Джон Локк, Дени Дидро, Александр Радищев и др.
Целью данной работы является рассмотрение теории общественного договора Джона Локка.
Задачи:
- описать философию Просвещения, ее особенности;
- рассмотреть представление об общественном договоре в философии Т. Гоббса;
- изучить философию общественного договора Дж. Локка.
Объект исследования – теория общественного договора. Предмет исследования – особенности теории общественного договора в теории Дж. Локка.
Степень разработанности темы. При работе над темой мы обратились к научным трудам, посвященным проблематике учений о государстве и праве, и для формирования положений и выводов относительно данной проблемы автор опирался на теоретические разработки ученых-юристов о вопросах возникновения государства и права, о более приемлемой форме государства, о сущности этих категорий и иным актуальнейшим проблемам, имеющим политико-правовой характер и так или иначе связанных с государством и правом.
Вопросами об исследовании важнейших проблем, связанных с государством и правом непосредственно занимались такие ученые как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, Г. Ф. Шершеневич, П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, В.И. Ленин и многие другие.
Методологическая основа исследования. При исследовании вопросов общественного договора Дж. Локка использовались как общенаучные методы диалектической философии, такие как системный анализ, синтез, исторический и логический методы познания, так и специальные и частноправовые.
Диалектический подход познания позволил всесторонне и объективно исследовать сущность учения общественного договора. Исследование основано также на требовании конкретности и полноты познания, единства анализа и синтеза. Широко использован такой метод теоретического познания как восхождение от абстрактного к конкретному, позволивший перейти от односторонности проблем, поднимаемых в рамках учения мыслителя, к более полному, содержательному и целостному представлению о политико-правовом учении Дж. Локка. Также нами применялся системно-структурный метод, который позволил в отдельности изучить сущность тех или иных составляющих учения Дж. Локка, более глубоко исследовать предметы его учения, в совокупности соединяющихся в единую систему воззрений философа.
Исторический метод позволил исследовать конкретное учение с исторической точки зрения, проследить процесс формирования данного теоретического учения наряду с другими учениями.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Апресян Р. Г., Проблема социабельности в моральной философии раннего Нового времени // Философские науки. — 2019. — Т. 62, № 10. — С. 7-10
2) Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции ХVIII в. –М., 1977.
3) Вольтер. Философские повести. М., Гос. Изд-во художественной литературы, 1960.
4) Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского// http://read.virmk.ru/g/Gobs.htm
5) Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах / Т. Гоббс. Том 1. М., 1964.
6) Елеонский В. О., Государство, гражданин и война всех против всех // Гражданин и право. — 2019. — № 10. — С. 3-5
7) Занин С. В. Идеи Руссо в России ХХ века // Россия и Франция. Выпуск V / Отв. ред. П. П. Черкасов. – М.: Наука, 2003
8) Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс. – М: Логос, 2018.
9) Кузнецов В.П. Вольтер. – М., 1978. Лебедев С. А. Уровни научного знания//Вопросы философии, 2010. № 1. С. 62-70
10) Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Сочинения. Т. 3. - М.: Мысль, 1988.- С. 135-140
11) Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т.1. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк / отв. ред. И.С. Нарский. М.: «Мысль», 1985
12) Локк, Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. Опыты о законе природы / Дж. Локк. ─ М.: Мысль, 1988. - 668 с.
13) Локк, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб, 1890—1907. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Локк,_Джон. дата обращения: 01.06.2022
14) Маркс К. Теории прибавочной стоимости / К. Маркс. Т. III. М., 1954
15) Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие / И.Ф. Мачин. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. Серия: Основы наук. 2020
16) Милованов К. Ю. Концепция правового государства в философско-исторической мысли Просвещения: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09. - М., 2009. - 28 с.
17) Руссо Ж.-Ж. Трактаты, Москва: Наука, 1969.
18) Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права / Руссо Жан Жак; Пер. с фр. А. Д. Хаютина, В. С. Алексеева-Попова // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.-М., 1998.
19) Руссо Ж. Ж. Великие истории о любви. Том 59. Юлия или новая Элоиза. Часть 2. – ИД «Комсомольская правда, 2018
20) Сатышев В. Е. Джон Локк - идеолог Английской буржуазной революции XVII в.: К 350-летию со дня рождения // Правоведение. - 1982. - № 6. - С. 38-45
21) Теория государства и права: учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. М.: Норма: ИНФА – М., 2020.