Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться. На начальной ступени обучения он стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте внеурочная деятельность по экологическому воспитанию является одним из важнейших способов получения ребенком представлений об окружающем мире.
Всё это позволяет сформулировать противоречие между необходимостью формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретико-методологической разработанностью особенностей использования экологической тропы как метода экологического воспитания в начальной школе.
Необходимость решения определила проблему исследования: «Каковы особенности использования экологической тропы как метода экологического воспитания при организации внеурочной деятельности в начальной школе?».
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста посредством использования внеурочной деятельности, где применяется экологическая тропа как метод экологического воспитания для вооружения и обеспечения их навыками экономного и бережного использования природных ресурсов, а также формирования гуманной позиции по отношению к природе.
Цель исследования: выявление эффективных условий организации и использования экологической тропы как метода экологического воспитания при организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: эффективные условия организации и использования экологической тропы как метода экологического воспитания при организации внеурочной деятельности в начальной школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности организации и использования экологической тропы в экологическом воспитании младших школьников.
3. Провести анализ современной практики использования экологической тропы для экологического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4. Разработать и проанализировать экскурсионный маршрут по экологической тропе.
5. Сформулировать выводы по основным положениям работы.
Методы исследования:
- эмпирические: изучение литературы, обобщение педагогического опыта;
- теоретические: анализ и синтез.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются:
- научные исследования по психологии детского возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследования по методологии и теории экологического образования (С.Д. Дерябо, JI.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.);
- методические разработки современных теоретиков и практиков экологического воспитания младших школьников (В.Г. Ашиков и С.Г. Ашикова, И.Н. Белавина, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Г. Найденская и др.).
Базой исследования является МБОУ СОШ
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по теме исследования, обосновании выбора экологической тропы как метода экологического воспитания при организации внеурочной деятельности в начальной школе с целью формирования у детей младшего школьного возраста экологической культуры.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций по использованию экологической тропы как метода экологического воспитания при организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Структура работы определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
На рубеже веков экологическая культура претерпевала изменения в понимании: изначально природа оценивалась исходя из прагматических целей, и человек был центром вселенной. Прорывной вехой в развитии экологического сознания стало учения биоцентризма, где природе отводится центральное место и сущностная ценность, а не функциональная. Известными деятелями в данной области являются как зарубежные, так и отечественные авторы: В.И. Вернадский, Р.Эмерсон, Дж. Катлин, Дж. Мьюир, Н.А. Бердяев, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, и др.ученые. Итогом разработок в сфере экологической культуры стало формирование признаков экологической культуры у современного человека – это единство социального и природного в нем, умение относиться с ценностью и любовью к природе. Эта та планка, которая стоит в современности перед обществом.
Академик Д.С. Лихачев предложил делать различие между традиционной экологией (ее можно назвать биологической) и экологией культуры [21]. Культурная экология занимается задачами сохранения культурной среды, сохранившихся памятников культуры, а задача биологической экологии – охрана и восстановление окружающей индивидов природной среды.
Философы Н.Ф. Реймерс и А.В. Яблоков дают определение экологическому сознанию: «доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи индивида с окружающей природой, зависимости благополучия индивидов от целостности и, по большому счету, неизменности природной среды обитания человека» [31].
Экологическая культура как дисциплина возникла в рамках культурологии. Обострение экологических проблем стало причиной потребности в данной дисциплине и потребности в переосмысливании значений природы в жизни человек. На фоне экологических проблем стала развиваться экология, первоначальным предметом исследований экологии был поиск знаний о растительных и живых организмах.
В последствии объектом изучения стала биосфера, а в 70-е годы ХХ века развивается направление социальной экологии, где объектом изучения становятся отношения между человеком и природой, то есть центральным объектом становится проблема формирования экологической культуры, развивается понятие экологической культуры, ее структура и методы развития. В целом понятие экологической культуры включает в себя уровень восприятия людьми природы и окружающего мира, отношения к этим двум понятиям и осмысления собственного места в мире. Также авторами выделяются следующие значения:
Экологическая культура – это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды [11].
Экологическая культура – это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания [28].
Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
В ходе развития понятия экологическая культура были определены ее основные функции:
1. Адаптивная функция – это способ адаптации человека к природе.
2. Аксиологическая функция – это способ освоения ценностей природы и передачи их в обществе
3. Социализацирующая функция – это способ обретения человеком гармонии в отношениях с природой.
Целью экологической культуры обозначают согласование отношений между человеком и природой, то одной из важных задач авторы выделяют формирование ценностного отношения к природе у человека [13].
Становление, формирование и воспитание экологической культуры индивидов предполагает под собой отказ от потребительского подхода к окружающей индивидов природе, перестройку мировоззрения индивидов, создание принципиально новой системы ценностей, возникновение у индивида умения соизмерять свои потребности с возможностями окружающей природы. Поэтому необходим отказ от антропоцентризма, который рассматривал человека как центр мироздания.
Антропоцентризм стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения и проявлялся в ориентации культуры того времени только на индивида и его потребности. В свое время антропоцентризм сыграл важную роль в развитии деловой активности, культуры и предпринимательства и. Он способствовал раскрытию творческих способностей индивида, его вере в себя. Однако в настоящее время философия антропоцентризма исчерпала себя и стала помехой в деле преодоления экологических трудностей.
В первую очередь, структуру экологической культуры определяет ее сущность. Цитируя Б.Т. Лихачева в пособие Макаровой Л.М. раскрывается сущность экокультуры, которая является единством экологического сознания, эмоционально-психических состояний и волевого аспекта [23].
То есть экологическая культура непосредственно имеет воздействие на личность и ее качества [10].
Также далее ссылаются на мнение, И. П. Сафронов в описании структуры экокультуры, который выделил, ее стороны:
- Материальная – как форма взаимодействия общества и природы
- Духовная – непосредственно экологическое знание, убеждения и навыки [23].
Таким образом элементами экокультуры становятся: экологические отношения, экологическое сознание и экологическая деятельность. Рассмотрим данные понятие подробнее.
Экологические отношения – это социально-экологические отношения. Складываются в искусственной среде и оказывают косвенное влияние на естественную среду обитания [15].
Экологическое сознание – это способность к осознанию понимания взаимосвязи между человеком и природой, зависимости благополучия человека от благополучия природы [39].
Экологическая деятельность – деятельность, охватывающая материальную и идеальную сферы, сферу познания, освоения, преобразования и сохранения природных ресурсов. Экологическая деятельность является наиболее важным аспектом в данной структуре, поскольку она направлена на защиту природных ресурсов. Человек занимается экологической деятельностью с момента рождения, поскольку с момента рождения он начинает пользоваться ресурсами природы. Это является другой стороной экологической деятельности – жизнеобеспечение человека [8].
Изучая экологическую культуру, через анализ работы Б.Т. Лихачева мы обозначали проблему содержания процесса воспитания и образования экологической культуры личности. Процесс становления экологической культуры включает в себя:
1. Экологические знания, которые служат фундаментом формирования отношения человека к экологическим проблемам;
2. Эмоционально-эстетическая культура – отвечает за формирование нравственно-эстетического отношения к действительности;
3. Деятельностно-практическое отношение к действительности.
В ходе данного процесса человек обретает экологическое мышление, один из компонентов экологической культуры. Экологическое мышление - рассмотрение явлений с учетом воздействия человека и человечества на природную среду [9].
Как мы видим, здесь скорее описываются отрасли распространения экологический культуры. Важным здесь отмечено участие государственного аппарата в формировании экологической культуры. Проанализировав изученные структуры экологической культуры, входящие в нее понятие, мы обобщили данные и получили следующую структуру экологической культуры и ее компоненты:
1. Аксиологический компонент. Система, в которую входят
- ценности-цели, где абсолютной ценностью является жизнь человека и окружающего его мира (биосферы, ноосферы, природы);
- ценности-средства: экологических знаний, умений, убеждений, способов жизнедеятельности и поведения, отношение человека к природе;
- ценности-качества: доброта, ответственность, самоограничение.
2. Мотивационный компонент – отношение человека к природе в системе мотивов деятельности и поведения. Убеждения о необходимости сохранения природы как общечеловеческой ценности, интерес к проблеме среды, ответственность за возникновение проблем в система отношений человек-природы. Мотивированное и заинтересованное отношение к проблема окружающей среды, стремление к достижению гармонии с природой.
3. Когнитивный компонент:
4. Деятельностный компонент: способы жизнедеятельности наряду с решением задач взаимодействия с природой. То есть стремление к преобразующему характеру взаимодействия с окружающей средой: сохранение природных ресурсов, охрана природы, рациональное природопользование.
5. Личностный компонент: экологически оправданное и целесообразное поведение личности в быту, в процессе жизнедеятельности, в работе.
В виду того что, экологическая культура распространяется на всю жизнедеятельность человека, его сознание, его духовную сферу, ценностную, сферу взглядов, эмоциональную сферу – методы экологической культуры,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 4. с. 165-166; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rae.ru/use/?section =content&op=show агйс!е&аг11с1е 1ё=10002530
2. Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 3 . - с. 208-208; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content&op =show аг^ск&аг^ск id=10002490
3. Бакланова, С.Л. Экологическая тропа: технология создания [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Л. Бакланова. - Бийск, 2007. - 63 с.
4. Бешко, Н.Ю. Экологическая тропа – методическое пособие для учителей [Текст]/ Н.Ю. Бешко, К. Иботова, У. Умаходжаева. – Ташкент, 2010. – 59 с.
5. Буторина, Н.Н. ТРОПА В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ. Дальневосточный опыт [Текст]: / Н. Н.Буторина, Е. В.Лешина, Я.В.Малиновская. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 129 с.
6. Виноградова, Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения [Текст]/ Л.П.Виноградова: Автореф.дис.канд.пед.наук.- Комсомольск – на- Амуре, 2014. 21 с.
7. Глазырина Н. Л. Организация учебной экологической тропы // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebnoy-ekologicheskoy-tropy (дата обращения: 01.06.2022).
8. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. [Текст] / Е.В. Гончарова. –Нижневартовск.: Нижневарт. гуманит. ун-т, 2008. – 326 с.
9. Дроздов, В.В. Общая экология. Учебное пособие[Текст]/ В.В.Дроздов - СПб.: РГГМУ, 2011. - 412 с.
10. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст] / А.Н. Захлебный, И. Т. Суравегина.– М.: Просвещение, 1984. - 154 с.
11. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе [Текст] / Т.С. Иванова. - - М.: ЦГЛ, 2003. – 196 с.
12. Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект [Текст] /О.А.Ивашова. СПб.: Культ-Информ_Пресс, 2008.385с.
13. Игнатова, В.А. Экологическая культура: учеб. пособие [Текст] / В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с.
14. Каримов, А.В., Пчельникова, Т.И. Формирование экологической культуры личности в условиях социальной нестабильности // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 7 - стр. 156-156 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show artic1e&artic1e id=3855
15. Климентьева, О.В. Дидактическое обеспечение экологического образования младших школьников: учеб. - метод. пособ. [Текст] / О.В. Климентьева, Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2004. – 174 с.
16. Кобзарева, Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.1-4 классы [Текст]/Т.А.Кобзарева, И.Г.Судак. Волгоград: Учитель, 2015. 166 с.
17. Комова, Г.А. Экологические тропы как форма экологического образования[Текст]/ Г.А.Комова, № 4, 2000, с. 52-58
18. Куприянова, Т.С. Визуальная среда как средство воспитания экологической культуры/ Т.С. Куприянова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев, // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/111-10446
19. Левина, С.В. Экологическая тропа как эффективный педагогический фактор формирования экологоцентрического мышления студентов в условиях урбанизации [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: Самара, 2002. - 204 с.
20. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] / Д. Г. Левитес. Москва-Воронеж, 2012. 288 с.
21. Лихачев, Д. С. Экология культуры [Текст] / Д. С. Лихачев // Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - 1990. - № 2.
22. Ломакина, И.А. Экотропа как средство формирования экологической культуры и рационального природопользования [Текст] / И.А. Ломакина, Е.И. Попова // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 11. – С. 146–150. – URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36200 (дата обращения: 15.02.2021).
23. Макарова, Л.М. Сборник авторских и модифицированных программ «Экологическое образование и воспитание детей» [Текст] / Л.М. Макарова // Центр развития образования. - 2000. - № 4. – С. 12-19.
24. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОО и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. М.: АРКТИ, 2011, 187 с.
25. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности [Текст] / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2015. 176 с.
26. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 //ГАРАНТ.РУ: [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 15.02.2021).
27. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.05.2012 № 413 // ГАРАНТ: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 15.02.2021).
28. Панов, В.И. О предмете психологии экологического сознания [Текст] / В.И. Панов // Прикладная психология, 2000. - № 6. С. 8, 13.
29. Поддъяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте [Текст] / А. Н. Поддъяков: Дис-я д-ра психолог. наук. Москва, 2011. С. 350
30. Подоляк, Д. О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной деятельности по окружающему миру [Текст]/ Д. О. Подоляк // Начальная школа. - 2014. - №9. - С. 57-61.
31. Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник [Текст] / Н. Ф. Реймерс, А. В. Яблоков. – М: Просвещение, 1992. - 320 с.
32. Ремизова, Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке [Текст]/ Н.И.Ремизова. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.
33. Розломий Н. Г., Репш Н. В., Белов А. Н., Шурухина Т. Н., Берсенева С. А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №2 (192). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-tropa-kak-forma-ekologicheskogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 01.06.2022).
34. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика[Текст]/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2009. – 227 с
35. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А. И. Савенков. Самара: Издательство «Учебная литература», М.: 2014. 80 с.
36. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С.Сергеев. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
37. Сикорская, Г. П. Экологическое образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика) [Текст] / Г.П. Сикорская. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. - 199 с.
38. Современный урок: теория и практика моделирования [Текст] / под. ред. А. А. Ворониной: ООО «Праймдрук», 2011. 352 с. 66
39. Таршис, Л.Г. Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования [Текст] / Л.Г. Таршис. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2007. - 160 с.
40. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
41. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: «Р. Валент». – 2007. – 176 с.
42. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников [Текст] / В. Ф. Феоктистова. - Волгоград. : Учитель, 2015. 154с.
43. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
44. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. Методическое пособие для учителей. Т.: ННО «Экономика, квалификация и консультация», 2010 – 54 с.
45. ФГОС НОО https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/?