Фрагмент для ознакомления
2
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
ФГОС НОО и ООО третьего поколения
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Английский язык : 2—4 классы : рабочая программа / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. — М. : Дрофа, 2018. — 80 с.
2. Гусева А. В. Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Французский в перспективе» П-1У классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением французского языка. - М. : Просвещение, 2012. - 112 с.
3. Гусева А.В., Пундурс О.В. Основные положения методики обучения иностранному языку в начальной школе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2016 – Электронный ресурс – https://yandexwebcache.net/yandbtm?fmode=inject&tm=1654859261&tld=ru&lang=ru&la=1654077952&text=%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0+%D0%B2+%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B+%D0%BF%D0%BE+%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83+2022&url=https%3A//cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-metodiki-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole&l10n=ru&mime=html&sign=f7ab12b8f682b47ac552d144b7fda28e&keyno=0 (точка доступа 09.06.2022)
4. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009. - 119 с.
5. Медведева Н.А. Петрова М.С. Эффективные методики обучения иностранному языку. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
6. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Пересказ в начальной школе. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
7. Потапова, Н. В. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе / Н. В. Потапова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3222/ (дата обращения: 10.06.2022).
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Обучение иностранному языку в начальной школе. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по обучению иностранному языку в начальной школе. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика изучения иностранного языка в начальной школе. Справочник педагога. – Екатеринбург: Полис, 2021. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика обучения детей пересказу текста на иностранном языке. Плюсы и минусы. – Ярославль: Фортуна, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Методы обучения детей иностранному языку в начальной школе. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2020. – 588 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
14. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Пересказ текста на иностранном языке в начальной школе. Эффективные формы обучения детей иностранному языку. – Вологда: Вектор, 2020 – 528 с.
15. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника уроков в школе. - М. : Просвещение, 2005. - 208 с.