Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………......…3
Глава 1: Теоретические основы особенностей обучения
и воспитания одарённых детей…………………………………..……5
1.1. Понятие одарённости детей и виды одарённости……………..….5
1.2. Организация работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС..13
Глава 2. Организационно-педагогические условия обучения
и воспитания одарённых детей………………………………………20
2.1.Принципы и методы выявления одарённых детей…………….…20
2.2.Комплекс мероприятий по обучению и воспитанию
одарённых детей………………………………………………………...24
Заключение………...………………………………………………….…28
Список использованных источников…………………………………..29
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обучение и воспитание одаренных детей всегда было одной из наиболее значимых задач в системе российского образования. Одарённые и талантливые дети – это надежда и будущее страны. В одаренных детях скрыт потенциал, который при правильном воспитании и развитии ребёнка обеспечит со временем развитие современного постиндустриального общества. Согласно требованиям ФГОС – эта работа не является сегодня спонтанной. Подобного рода работа с талантливыми детьми проводится планово и системно. Просто выявить у ребёнка одарённость ещё недостаточно. С этой одарённостью необходимо правильно работать и постоянно её развивать.
В современных образовательных условиях значимость педагогической работы с одаренными детьми на государственном и социальном уровнях непрерывно возрастает. Психологам известен факт того, что если этим вопросом не заниматься системно и комплексно, воспитание одаренных детей и развитие одаренности может быть задержано, если вовсе не приостановлено.
Объект исследования: обучение и воспитание одарённых детей.
Предмет исследования: содержание учебно-воспитательного процесса при работе с одарёнными людьми.
Гипотеза исследования: содержание учебно-воспитательного процесса при работе с одарёнными людьми будет более успешной, если будут созданы необходимые организационно-педагогические условия и предложен комплекс мероприятий по обучению и воспитанию одарённых детей.
Цель работы: выявить и обосновать особенности обучения и воспитания одарённых детей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие одарённости детей и виды одарённости
2. Описать организацию работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС.
3. Представить принципы и методы выявления одарённых детей.
4. Предложить комплекс мероприятий по обучению и воспитанию одарённых детей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение. наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение. список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы особенностей обучения и воспитания одарённых детей
1.1. Понятие одарённости детей и виды одарённости
Понятие детская одарённость чрезвычайно разнообразное. Исследования данного феномена позволяют говорить о том, что для того ребёнка, кого можно назвать одарённым – это не просто дар, но прежде всего, большое испытание. Одаренный ребёнок является подарком и испытанием, как для родителей, так и для педагогов. В современной образовательной среде есть все те необходимые механизмы, которые позволяют уделять достаточно времени одарённым детям и развивать её дальше. Многогранная система воспитания одаренных детей дает сегодня возможность выявлять каждого талантливого ученика.
Все дети чувствительны к реакции окружающих и склонны к резкой самокритике. Если говорить об одарённых детях, то можно отметить их повышенную самокритику. Психологи часто говорят об их эмоциональной неустойчивости. Специалисты называют одарённостью системное и развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких и незаурядных результатов в конкретном виде деятельности. В этом случае ребёнок будет считаться одарённым, если он с детства выделяется какими либо достижениями, в том или ином виде деятельности. Психологи уверены, что это системное качество психики человека. Оно развивается на протяжении всей жизни.
Автор Б. М. Теплов определяет одаренность как сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности. С. Л. Рубинштейн писал о том, что одаренность нельзя отождествлять ни с каким личностным качеством, даже с мышлением. Он утверждал, что одаренность является функцией личности и выражает внутренние возможности личности. Прежде всего – это является результатом развития и не может быть сведено к простой сумме специальных способностей [11]. Практически все исследователи единодушны в том, что одарённость – это прежде всего сочетание многих способностей индивида. Это можно рассматривать как природную одарённость индивида. Из сочетания способностей личности происходит одаренность этой личности. В этом случае об одарённости можно говорить как об интегральном качестве субъекта. Как и способности, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности. Все те способности, которыми обладает ребёнок, взаимосвязаны между собой [4].
Одаренный ребенок всегда выделяется яркими и выдающимися достижениями в конкретном виде деятельности. Исследователи уверены, что уровень и характер развития одаренности зависит прежде всего от наследственности. При этом, одарённость – есть результат взаимодействия наследственности в виде природных задатков и социальной среды, которая опосредована деятельностью субъекта. Любая деятельность, игровая, учебная, трудовая. Особую роль всегда будет играть личная активность ребенка. Большую роль на эти процессы будет оказывать саморазвитие личности. Именно в детском возрасте происходит максимальное становление способностей личности. В период детства в психике происходят глубокие интегративные процессы, имеющие отношение к способности и одарённости ребёнка. Объем такой интеграции определяет особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса устанавливает динамику развития одаренности субъекта. Одаренные дети не всегда ставят своей задачей демонстрировать свои достижения перед окружающими. К примеру, дети, которые пишут тексты и сочиняют стихи, могут далеко не сразу раскрыть свои интересы окружающим.
Психолог Н.С. Лейтес считает, что каждый нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста проявляет определённые признаки одаренности. В этом возрасте дети легко осваивают родной и иностранные языки. Подавляющее большинство детей креативны и имеют богатую фантазию. Они всегда задают много вопросов и в связи с этим бессмысленно ставить вопрос о раннем выявлении одаренности. По его мнению, ранняя специализация в развитии способностей крайне опасна. Можно говорить о том, что в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе некоторые дети проявляют признаки одаренности в изобразительно-художественной деятельности. В более старшем возрасте дети начинают понимать, что вокруг них огромный непознанный мир и постепенно их начинают интересовать глобальные вопросы [17].
Исследователи уверены в том, что не стоит судить об одаренности ребенка по его школьной или внешкольной деятельности. Специфика детской одарённости очевидна. В большинстве своем, она выглядит как выражение закономерных связей возрастного развития субъекта. Каждая определенная возрастная периодизация имеет свои конкретные предпосылки для развития способностей у ребенка. Прогнозировать или диагностировать эти процессы чрезвычайно сложно. Достаточно много факторов влияет на эти процессы. Это зависит от смены возрастных периодов, от семейного воспитания, образования и др. Признаки одарённости могут стихать и вновь возникать. Динамика формирования детской одаренности проявляется, как правило, в виде неравномерного развития психики субъекта. Специалистами было отмечено, что по одним признакам ребенок может считаться одарённым. По другим признакам его признают отстающим в психическом развитии. Ребенок может быть более обученным по сравнению с остальными детьми. У него могут быть благоприятными все жизненные условия и в связи с этим могут возникнуть сложности с распознаванием одаренности. За одарённость могут принять высокую обученность.
Психологи также отмечают, что даже самые выдающиеся способности одаренного ребенка не являются прямым показателем того, что ему в будущем гарантированы высокие достижения в чём либо. Признаки одаренности проявляются лишь в текущей деятельности ребенка. Они могут быть диагностированы на уровне наблюдений за типом и принципами действий конкретного ребенка. Признаки явной одаренности всегда связаны с высоким уровнем выполнения определенного вида деятельности. Чаще всего исследователи рекомендуют непрерывно наблюдать за одарённым ребёнком. Ему присуще наличие нестандартных стратегий в своей деятельности. Это может быть достаточно быстрый темп освоения какой либо деятельности. Это также может быть высокий уровень успешности выполнения деятельности. Ребёнок может самостоятельно применить новые способы деятельности в условиях поиска решения задач. Он будет демонстрировать индивидуальный стиль деятельности, который всегда будет выражаться в стремлении делать всё по-своему.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Избранные психологические труды: в 2-х т. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Анохина, Т.М. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. [Текст] / Т.М. Анохина. - СПб.: Нева, 2003. - 71 с.
3. Афанасьева, Т.А. Нестандартные дети [Текст] /Т.А. Афанасьева. - Воспитание школьников. - 2001. - No 8. - С. 8-10.
4. Авдеева, Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблема ее идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5–13.
6. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б.Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование.- 2000.- N 4.- С. 5-13.
7. Джумагулова, Т. Н. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст] / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
8. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб., 2011. – 448 с.
9. Крущельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и
педагогов [Текст] / О.Б. Крущельницкая. - Образование, No 4, 2001, с. 66-70.
10. Кулемзина, А.К. Кризисы детской одаренности [Текст] /А.К. Кулемзина. - Школьный психолог. No 2, 2010. с. 36-42.
11. Лебедева, Л.Д. Проблемы одаренности. [Текст] / Л.Д. Лебедева. -Образование. No 1, 2000. с. 97-118.
12. Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов [Текст] / С.А. Леднёва. - Начальная школа. No 1, 2003. с. 80-82.
13. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности. [Текст] /А.А. Лосева. - М.: Академический проспект, 2004. – 176 с.
14. Лукаш, Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США [Текст] / Е.Ю. Лукаш. - Вопросы психологии. - М., 2004. - N4. - С. 22-30.
15. Маркова, Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.- С. 51-58.
16. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. [Текст] А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192 с.
17. Нечаев, М. П. К вопросу о диагностике уровня воспитанности учащихся. // Проблемы педагогического образования. [Текст] / М.П. Нечаев. - Сборник научных статей. - No 6. М., МПГУ, 2000. - 125 с.
18. Панов, В. И. Не только дар, но и испытание [Текст] / В.И. Панов. -Директор школы. - No3, 2000. - с. 58.
19. Панов, В.И. Если одаренность - явление, одаренные дети - проблема [Текст] / В.И. Панов. - Начальная школа «Плюс – минус». - No 2. – 2000. - с. 86.
20. Портал психологических изданий. Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей - [Электронный ресурс] / http://psyjournals.ru/psynews/25120.shtml (дата обращения 03.06.2022).
21. Работа с одарёнными детьми: теория и практика [Текст]: учебно- методическое пособие / Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова, З. В. Крецан, Н. И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 110 с.
22. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема. [Текст] / А.И. Савенков. - Педагогика М.: 2000. - 150 с.
23. Тарасова, С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей [Текст] / С.Ю. Тарасова. - Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.- С. 59-63.
24. Ушаков, Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. [Текст]/ Д.В. Ушаков. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
25. Холодная, М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей [Текст] / М.А. Холодная. - Одаренность: рабочая концепция. - М.: 2002. - С.63.
26. Хорошко, Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция школы:
Интеллектуально одаренные дети [Текст] /Н.Ф. Хорошко. - Школьные технологии. - No 6. – 2000. - с. 68.
27. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика
продуктивного обучения: Пособие для учителя. [Текст] / А.В. Хуторской. - М.:ВЛАДОС. - 2000. - 319 с.